ИСТОРИЯ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ НА РУСИ И ИНДЕКСЫ ИСТИННЫХ КНИГ |
6 | |
2009 |
научная статья | 821.161.1 | ||
37-43 | древнерусская литература, Соловецкий монастырь, Кирилло-Белозерский монастырь, Волоколамский монастырь, Троице-Сергиева лавра, келейное чтение, уставное чтение, индексы истинных книг, монастырские библиотеки |
Рассматривается специфика древнерусского монастырского чтения. Согласно традиции, монастырские библиотеки в Древней Руси включали три основных раздела: книги для богослужения, книги для соборного чтения в церкви, келейные книги. Последний раздел регулировался на Руси особыми библиографиями, называемыми в научной литературе «индексы истинных книг». В соответствии с их изменением и развитием мы можем судить об изменении и развитии келейного чтения в русских монастырях. Анализ показывает, что келейное чтение, несмотря на свою разнородность, воспринималось как сложная система, в целом составляющая Священное писание. |
1 . Лихачев Д.С. Вступительное слово, произнесенное на открытии конференции «Монастырская культура: Восток и Запад» 2 июня 1998 года //Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 5-17. 2 . Никольский Н.К. Ближайшие задачи изучения древнерусской книжности. [СПб.]: О[-во] л[юбите-лей] д[ревней письменности], 1902. 32 с. (Памятники древ. письменности и искусства. Т. 147). 3 . Романчук Р. «Lectio divina»: монашеское чтение на Востоке и на Западе //Монастырская культура: Восток и Запад. СПб, 1989. С. 36-46. 4 . Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб.: Алетейя, 2000. 250 с. 5 . Лурье В.М. Славянское «Сказание о Псалтири» и его историко-литургическое значение // Byzantinoslavica. 1996. Т. 57. С. 140-155. 6 . Лурье В.М. Из истории чинопоследований псалмопения: полная Псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.) // Византийский временник. 1995. Т. 56. С. 228-237; 1999. Т. 58. С. 76-83. 7 . Творогов О.В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв.: Статья первая // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1988. Т. 41. C. 197-214. 8 . Черторицкая Т.В. Уставные чтения // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1985. Т. 39. С. 236-238. 9 . Лихачев Д.С. Зарождение и развитие жанров древнерусской литературы // Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука, 1986. С. 86-87. 10 . Грицевская И.М. Индексы истинных книг. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2003. 253 с. 11 . Прохоров Г.М., Розов Н.Н. Перечень книг Кирилла Белозерского // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1982. Т. 36. С. 353-378. 12 . Прохоров Г.М. Книги Кирилла Белозерского // Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1982. Т. 36. С. 50-70. 13 . Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевской Лавры с XIV по XVII вв. //Труды отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1974. Т. 28. С. 217-324. 14 . Прохоров Г.М.Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря с XIV по XVII вв. // Монастырская культура: Восток и Запад. СПб., 1999. С. 44-58. 15 . Синицына Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV-XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с. 16 . Плигузов А.И. Полемика в русской церкви первой трети XVI столетия. М.: Индрик, 2002. 415 с. 17 . Грицевская И.М. Индексы истинных книг в библиотеке Соловецкого монастыря // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения - 2003». Петрозаводск, 2003. С. 353-356. 18 . Кобяк Н.А. Индекс ложных книг и древнерусский читатель //Христианство и церковь в России феодального периода. Новосибирск: Наука, 1987. С. 352-363. 19 . Грифтон Э. Гуманист за чтением //История чтения в западном мире от Античности до наших дней. М.: ФАИР, 2008. С. 228. |