Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ИЗУЧЕНИЕ «БИБЛЕЙСКИХ ДРЕВНОСТЕЙ» В КИЕВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX СТ.: ОПЫТ МЕЖКУЛЬТУРНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2010

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
27-277
Страницы
201-207
Ключевые слова
Киевская духовная академия (КДА), библейские древности, библейская критика, библеистика

Авторы
Головащенко С.И.

Место работы
Головащенко С.И.
Национальный университет ?Киево-Могилянская академия?


Аннотация
Рассмотрена традиция исследования в Киевской духовной академии (КДА) ?библейских древностей? и влияние на неё европейской библейской критики, междисциплинарного характера изучения библейской культуры. Утверждается, что развитие западной библеистики побуждало отечественных исследователей к определению места новых знаний в системе православного богословия. В отечественном православии проявлялись тенденции к использованию межкультурного и межконфессионального взаимодействия в библеистике.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . В.А.П. [Владимирский А.П., прот.] Клинообразные надписи в отношении к библейской ветхозаветной истории // Правосл. собеседник. 1873. № 9; Иероним (Лаговский). Библейская археология. Т. 1. Вып. 1-2, СПб., 1883-84; Матвеевский П., прот. Об открытиях в Ниневии в отношении к Священному Писанию. СПб., 1881; Пахарнаев А.И. Исследование о подлинности изображения лика и тела Христа Спа- сителя на Туринской Плащанице. СПб., 1903; Полянский Е.Я. Краткий исторический обзор исследований Палестины и библейских древностей //Правосл. собеседник. 1915. № 4-6, 10; П.Ф.Н. Ассировавилонские памятники и Ветхий Завет //Вера и ра- зум. 1905. № 8, 9, 12, 18, 19, 23, 24; Смирнов А. Исторические книги Библии и ассирийские клинообразные надписи // Чтения Об-ва любителей дух. про- свещ-я. 1873, № 10; Соловейчик И.И. Исследования о надписи Меши // Журнал Мин-ва народ. просв-я. 1900. № 10, 11; Троицкий И.Г. Силоамская надпись // Христ. Чтение. 1887. № 7-8; Его же. Вновь открытая Гезерская надпись // Христ. Чтение. 1899. № 3.
2 . Антонин (Капустин), архим. Из записок синайского богомольца. К. 1873; Исайя (Белов), иером. Исследования архим. Антонина (Капустина) на Синае // Богослов. труды. М., 1985, Сб. 26; Никодим (Ротов). История Русской духовной миссии в Иерусалиме // Богослов. труды. М., 1979. Сб. 20; Дмитриевский А. Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин). СПб., 1904; Киприан (Керн), архим. О. Антонин Капустин, архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817-1894). Белград. 1934.
3 . Антонин (Капустин), архим. [комент. перевод с нем.:] Ф.Й. Лаут. Фараон, Моисей и Исход //ТКДА. 1875. № 11, 12.
4 . Описано самим архимандритом Антонином в: Православный Палестинский сборник. Вып. 7. СПб., 1883; а также: Олесницкий А.А. По вопросу о раскопках 1883 г. в русском месте в Иерусалиме. СПб., 1887.
5 . Титов Ф. Императорская Киевская духовная Академия в ея трехвековой жизни и деятельности (1615-1915). Киев. Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры. 1915. 432 с. С. 377-379.
6 . Олесницкий А.А. Святая Земля. Т. 1: Иерусалим и его древние памятники. Т. 2: Другие замечательные по древним памятникам места Иудеи. К., 1875-1878; Его же. Судьбы древних памятников Святой Земли. К., 1875; Его же. Путешествие одного египтянина в Палестину, Сирию и Финикию в ХIV в. пред Р.Х. // ТКДА 1876, № 3; Его же. Вопрос о но- вейших открытиях моавитских древностей // ТКДА 1877. № 10; Его же. О том, как доктор Сепп открыл древний храм Ваала между Иерусалимом и Вифлее- мом // ТКДА 1878.№ 3; Его же. Гробница Аарона на реке Ор // ТКДА 1879. № 3; Его же. По вопросу о раскопках 1883 г. в русском месте в Иерусалиме. СПб., 1886; Его же. Ветхозаветный храм в Иеруса- лиме. СПб., 1889. Его же. Мегалитические памятни- ки Святой Земли. СПб., 1895.
7 . Отчет о состоянии КДА за 1886/7 уч. год. С. 21, 24 // Извлеч. из проток. Совета КДА за 1886/7 уч. год. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1888.
8 . Отчет о состоянии КДА за 1887/8 уч. год. - С. 21 // Извлеч. из проток. Совета КДА за 1887/8 уч. год. Киев: Тип. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1889. С. 24.
9 . Отчет о состоянии КДА за 1888/9 уч. год. - С. 24 // Извлеч. из проток. Совета КДА за 1888/9 уч. год. Киев: Типогр. Г.Т. Корчак-Новицкого, 1890.
10 . Глаголев А.А. Свящ. Иерусалим библейскоиудейский и частично современный в историко- археологич. отношении. (б.м. и г.); Его же. Купина Неопалимая: Очерк библейско-экзегетический и цер- ковно-археологический. К., 1914; Его же. Древнееврейская благотворительность // ТКДА - 1903. № 1; Его же. Социальные отношения израильтян. СПб., 1912; Его же. Закон ужичества, или левиратный брак у древних евреев. (Библ.-археологич. очерк) // ТКДА - 1914. Т. I. № 4. 11. См., напр.: ст. О. Глаголева: Календарь библейско-еврейский и иудейский // Православная Богословская Энциклопедия (под ред. Н. Глубоковского). Т. 8. С. 1-7.
11 . Рыбинский В.П. Древнееврейская суббота // ТКДА - 1891. № 11, № 12; 1892. № 2, 3, 4, 6, 9; Его же. Ветхозаветные пророки // ТКДА - 1907. Т. III. № 12. Его же. По поводу новейших археологических раскопок в Палестине // ТКДА 1908. Т. ІІІ, № 11; Его же. О паломничестве в Иерусалим в библейское время // ТКДА - 1909. Т. III. № 11. 13. Анатолий, архим. Дельфийская надпись и ее значение для хронологии ап. Павла // ТКДА- 1913. Т. I. № 1. Гассиев Аф. Симон волхв и его время // ТКДА - 1869. № 10; 1870. № 2; Маккавейский Н.К. Археология истории страданий Господа Иисуса Христа // ТКДА - 1890. № 12; 1891. № 1, 2, 3, 4, 5;
12 . Песоцкий С.А. Святый пророк Даниил, его время, жизнь и деятельность // ТКДА - 1896. № 8, 9, 10, 11, 12; 1897. № 2, 3, 4, 5, 6, 7; Покровский Ф.Я. Военачальник Давидов - Иоав // ТКДА - 1903. № 8. Фоменко Кл., прот. Новые раскопки в Иерусалиме // ТКДА - 1894. № 9; Его же. Заметки о гробе царя Давида // ТКДА - 1898. № 11.
13 . Олесницкий А. Государственная летопись царей иудейских, или книги забытые (?????????????) // ТКДА - 1879. № 8, 12; Его же. Государственная израильская летопись, или Книга царей Херема // ТКДА - 1880. № 5; Покровский Ф.Я. Разделение еврейского царства на царства Иудейское и Израиль- ское // ТКДА - 1885. № 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12; Платон, иеромонах. Древний Восток при свете Божественного Откровения // ТКДА - 1898. № 6-12.; 1899. № 2-4.
14 . Вержболович М. Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве // ТКДА - 1889. № 4, 5, 11; 1890. № 2, 10.; 1891. № 2, 3, 6.
15 . Никитин А.А. Синагоги иудейские как места общественного богослужения // ТКДА - 1890. № 3, 4, 7, 8, 9, 11, 12; 1891. № 4, 6, 7; Поснов М. К харак- теристике внутренней жизни послепленного иу- действа // ТКДА - 1904. № 8, 10; 1905. Т. I. № 3; Т. II. № 7; Скабалланович М.Н. Таинственный храм пророка Иезекииля // ТКДА - 1908. Т. I. № 3; Т. II. № 8; Попович Г.Г. Значение Иерусалимского храма в ветхозавет. теократии // ТКДА - 1913. Т. III. № 12.
16 . Булатов С. Состояние иудейских ремесленников во времена земной жизни Иисуса Христа // ТКДА - 1883. № 8, 9; Его же. Древнееврейские монеты // ТКДА - 1884. № 10, 11; 1885. № 3, 6, 7, 8, 12. 17. Булатов Сергей. Полицейское право у древ- них евреев // ТКДА - 1883. № 6.В-в А. [Воронов А.Д.] Семейный быт древних евреев по Пятокнижию // ТКДА - 1866. № 10, 11;
17 . Стеллецкий Н., свящ. Брак у древних евреев // ТКДА - 1891. № 8, 9, 10, 12; 1892. № 2, 7, 8, 10.
18 . Ананьинский Н. Состояние просвещения у палестинских иудеев в последние три века перед Рождеством Христовым // ТКДА - 1865. № 8; Мак кавейский Н.К. Воспитание у ветхозаветных евреев //ТКДА - 1901. № 5, 11; Его же. Древнееврейская школа // ТКДА - 1903. № 9.
19 . Олесницкий А. Древнееврейские музыка и пение // ТКДА - 1871. № 11, 12; Его же. Ритм и метр ветхозаветной поэзии // ТКДА - 1872. № 10, 11, 12. Изучение ?библейских древностей? в Киевской духовной академии во второй половине XIX - начале XX ст. 207
20 . Покровский Ф. Рассказ ассирийских клинообразных надписей о потопе //ТКДА - 1879. № 1;
21 . Дроздов Н.М. К Вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии // ТКДА - 1896. № 8; Песоцкий С.А. Повествование ассиро-вавилонских клинообразных надписей о творении мира // ТКДА - 1901. № 10; РыбинскийВ.П. Вавилон и Библия (по поводу речи Делича ?Babel und Bibel?) // ТКДА - 1903. № 5; Его же. К вопросу об отношении Библии к Вавилону // ТКДА - 1904. № 1.
22 . Дроздов Н.М. Парсизм в книге Товита //ТКДА - 1901. № 6.
23 . Рыбинский В.П. Очерк истории самарян // ТКДА - 1895. № 3, 11; Его же. Источники для изуче- ния самарянства // ТКДА - 1911. Т. II. № 6; Его же. Обзор самарянской письменности // ТКДА - 1905. Т. III. № 9, 12; Его же. Из истории самарян // ТКДА - 1912. Т. I. № 1; Его же. Религия самарян // ТКДА - 1912. Т. II. № 5, 7/8; т. III. № 9. 24. Платон, иером. Древний Восток при свете Божественного Откровения //ТКДА - 1898. № 6-12; 1899. № 2-4.
24 . Рыбинский В.П. Религиозное влияние Иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства // ТКДА -1898. № 11, 12; Смирнов Н.П. Терапевты и сочинение Филона Иудея о жизни созерцателей // ТКДА - 1909. Т. I. № 1, 2, 3, 4; т. II. № 5; Иваниц- кий В.Ф. О происхождении иудейского эллинизма Александрии // ТКДА - 1912. Т. I. № 2.
25 . Олесницкий А. Из талмудической мифологии // ТКДА - 1870. № 1, 2, 4, 8; Рыбинский В.П. Исто- рический очерк лжемессианских учений в иудействе // ТКДА - 1901. № 9.
26 . Глаголев А.А., свящ. Сионистское движение в современном еврействе и отношение этого движения к всемирно-исторической задаче библейского Израи- ля // ТКДА - 1905. Т. I. № 4; Г.А. Мнимое пророче- ство Ветхого Завета о Российской Государственной Думе //ТКДА - 1905. т. III. № 12. 28. Указатель Церковно-археологич. музея при Киевской духовной академии. Сост. Н.И. Петров. Втор. изд. Киев: Типогр. Императ. Ун-та св. Влади- мира. 1897. С. 22, 204, 49.
27 . Введенский Ал., свящ. Язык книги пророка Даниила в связи с историей ее происхождения (по поводу вновь найденных ассуанских и элефантин- ских папирусов) // ТКДА - 1912. Т. I. № 4; Иваниц-
28 . кий В.Ф. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета // ТКДА - 1914. Т. III. № 11, 12. 30. Когда написано наше Евангелие (исследова-
29 . ние К. Тишендорфа). Перевод Х. Орды // ТКДА - 1865. № 10; Порфирий (Успенский), архим. Письмо к Константину Тишендорфу (против древности Синай- ского кодекса) // ТКДА - 1865. № 11.
30 . Фонкич Б.Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей // Древнерусское искусст- во. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983.
31 . Чернухин Е.К. Греческие рукописи в Киевских хранилищах //Ukrainica: архівні студії. Випуск І. Київ, Інститут укр. археографії і джерелознавства імМ.С. Грушевського, 1997. 282 с. С. 185, 188.
32 . Институт рукописей НБУ им. В.В. Вернадского. Ф. 301. № 17 п, 26 п, № 553.
33 . Глаголев А.А. Новости немецкой литературы по библейской археологии // ТКДА - 1901. № 11, 12; Его же. [рец. на:] Восточные обычаи в библейских странах. Г.В. Тристана. СПб., 1900 // ТКДА - 1901. № 2; Рыбинский В.П. [рец. на:] Ф. Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии. Ветхий Завет. Т. I, с илл. по памятникам. Москва, 1897 // ТКДА - 1897. № 10; Его же. Вавилон и Библия (по поводу речи Делича ?Babel und Bibel?) // ТКДА - 1903. № 5; Его же. К вопросу об отношении Библии к Вавилону [рец. на: ]. H.V. Hiprecht. Die Ausgrabungen im Bel- Tempel zu Nippur. Leipzig, 1903 // ТКДА - 1904. № 1.