Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ПОЛИАСПЕКТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЙ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ ВРЕМЕНИ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2012

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
811.161.1
Страницы
381-385
Ключевые слова
художественное время, текстовая категория, темпоральная структура, индивидуально-авторская концептуализация, ряды ключевых слов, аксиологическая оппозиция

Авторы
Широкова Елена Николаевна

Место работы
Широкова Елена Николаевна
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина


Аннотация
Художественное время рассматривается как текстопорождающая и смыслоформирующая текстовая категория. На примере рассказа В.П. Астафьева «Падение листа» описывается полиаспектность темпоральной структуры художественного текста как средство индивидуально-авторской концептуализации времени. Обосновывается мнение автора о том, что художественное время не имеет полевой организации.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит-ра, 1971. 303 с.
2 . Тураева З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). М.: Высш. шк., 1979. 219 с.
3 . Матвеева Т.В. Текстовое время // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2006. С. 536-539.
4 . Николина Н.А. Филологический анализ текста. М.: Академия, 2003. 256 с.
5 . Николина Н.А. Время в драме А.Н. Островского «Гроза» // Русский язык в школе. 2003. № 3. С. 58-64.
6 . Папина А.Ф. Текст: его единицы и глобальные категории. М.: Едиториал УРСС, 2002. 368 с.
7 . Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 234-407.
8 . Широкова Е.Н. Типология эмотивного времени // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 1. С. 215-219.
9 . Золотова Г.А. Категория времени и вида с точки зрения текста // Вопросы языкознания. 2002. № 3. С. 8-29.
10 . Лейдерман Н.Л. Текст и образ // Мир русского слова. 2005. № 3-4. С. 35-45.
11 . Радбиль Т.Б. Языковая аномалия как норма художественного дискурса // Филологические науки. 2006. № 6. С. 50-58.
12 . Чернейко Л.О. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. № 2. С. 58-70.
13 . Сидорова Т.А. Мотивированность слов фразеологизированной морфемной структуры в современном русском языке (системно-функциональный и когнитивный аспекты). Архангельск: Поморский ун-т, 2007. 368 с.
14 . Романова Т.В. Диалектика социального и индивидуального в процессе концептуализации и категоризации времени и пространства в художественной картине мира // Социальные варианты языка - VII: Матер. междунар. науч. конф., Нижний Новгород, 14-16 апреля 2011 г. С. 251-255.
15 . Бахтин М.М. Эпос и роман (о методологии исследования романа) // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. С. 447-483.
16 . Широкова Е.Н. Игры со временем в прозе В. Пелевина // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 4 (15). С. 91-96.
17 . Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2004. С. 150-391.
18 . Астафьев В.П. Повести и рассказы. М., 1984. С. 682-686.