Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ О ПРИЧИНАХ НАСИЛИЯ В ШКОЛЕ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2012

Тип статьи
Коды УДК
316
Страницы
374-380
Ключевые слова
насилие, агрессия, дети, подростки, школа, учебный процесс, социологическая теория, аномия, нормы и ценности, социальный контроль, семья, «общество потребления», социальное неравенство, дезинтеграция, социальный опыт, компетенции, субкультуры, стигматизац

Авторы
Сизова Ирина Леонидовна

Место работы
Сизова Ирина Леонидовна
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Проводится анализ и систематизация теоретических подходов по социологическому изучению причин насилия в школе, наиболее разработанных в научной литературе. Сделана попытка операционализации понятий агрессии и насилия, а также идей основных социологических концепций для их применения в ходе прикладных исследований феномена насилия в современной российской школе. Хотя насилие является предметным полем всех без исключения социальных наук, в российской социологии этому явлению пока еще уделено мало внимания. Недостатком является и общий крен социологии в сторону выяснения только причин возникновения и распространения негативно оцениваемого агрессивного (девиантного) поведения в школе, тогда как «жертвы» насилия и их положение остаются за пределами теоретических и эмпирических разработок.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Meier U. Aggressionen und Gewalt in der Schule. Lit Verlag: M?nster. 2003. S. 18, 21, 38.
2 . Rammstedt O. Wider ein individuum-orientiertes Gew?ltverst?ndnis. Bielifeld, 1989. S. 49.
3 . Galtung J. Gewalt, Krieg und deren Nachwirkungen. ?ber sichtbare und unsichtbare Folgen der Gewalt // http://them.polylog.org/5/fgj-de.htm (Дата обращения: 31.08.2012 г.)
4 . H. Br?ndel H., Hurrelmann K. Gewalt macht Schule. Wie gehen wir mit aggressiven Kindern um? Droemer Knaur Verlag, M?nchen, 1994. 316 S.
5 . Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социология преступности (Современные буржуазные теории) Пер. с фр. Е.А. Самарской. М.: Прогресс, 1966. C. 299–313.
6 . Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Пер. с польского С.М. Червонной. М.: Логос, 2010. С. 428–429.
7 . Melzer W., Schubarth W. Gewalt als soziales Problem an Schulen. Untersuchungsergebnisse und Pr?ventionsstrategien. Ein eBook im Open Access. Verlag Barbara Budrich, Opladen, 2006. http://www.budrich-verlag.de/upload/files/ artikel/00000062_010.pdf (Дата обращения: 15.08.2012 г.)
8 . Krall H. Jugend und Gewalt. Herausf?rderungen f?r Schule und Soziale Arbeit. Wien: Lit Verlag, 2004. S. 19.
9 . Бауманн З. Индивидуализированное общество. /Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
10 . Heitmeyer W. u.a. Gewalt. Weinheim, 1995. S. 51.
11 . Tillmann K.-J., Holler-Nowitzki B. u.a. Sch?lergewalt als Schulproblem, Weinheim, 3. Aufl., 2007. S. 300.
12 . Lamnek S. Theorien abweichenden Verhaltens. M?nchen, 1993. S. 184.
13 . Fuchs M., Lamnek S. u a. Gewalt an Schulen. 1994 – 1999 – 2004. 2. Auflage. VS Verlag f?r Sozialwissenschaften. Wiesbaden, 2009. S. 50–52.
14 . Altmanninger T., Briewasser R., Pachinger A. Konflikte und deren L?sung im Unterricht // http://psychologie.stangl.eu/praesentation/unterrichtskonflikte.shtml (Дата обращения: 23.08.2012 г.)
15 . B?hnisch L. P?dagogische Soziologie. Eine Einf?hrung. Juventa Verlag. Weinheim und M?nchen, 1996. S. 143, 177–178, 198–207, 252–259.
16 . Saldern M. Sozialklima von Schulklassen. ?berlegungen und mehrebenenanalytische Untersuchungen zur subjektiven Wahrnehmung von Lernumwelten //Europ?ische Hochschulschriften. Reihe 11. P?dagogik. Frankfurt am Main: Lang, 1987. S. 302.
17 . Holtappels H.G., Meier U. Gewalt an Schulen. Erscheinungsformen von Sch?lergewalt und Einfl?sse des Schulklimas //Die Deutsche Schule 89. Heft 1. 1997. S. 54.
18 . Kreis Borken, Landrat (Hrsg.) Schulklima gestalten. Leistung steigern. Gewalt verringern. Brosch?re-Schulklima. Endversion-klein. 2010. S. 18. // http://www.rsbborken.de/fileadmin/Downloads/GewaltAggression/Broschuere-Schulklima-Endversion_klein.pdf (Дата входа: 1.09.2012 г.)