Одной из важных для практики является задача о флаттере обшивки крыльев самолета и его хвостового оперения. Рассматривая динамику крыла, остановимся на наиболее простой модели, а именно, будем исследовать бесконечную пластину, которая обтекается сверхзвуковым потоком газа. На пластину действует сила сопротивления, пропорциональная производной по времени от функции прогиба, и сила со стороны потока, которую можно интерпретировать как силу сопротивления, вводимую в системе координат, связанной с потоком. Будем называть ее трением в потоке. Показано, что сопротивление оказывает стабилизирующее действие на пластину, тогда как трение в потоке дает полностью противоположный эффект. Увеличение трения в потоке уменьшает критическую скорость. Данная задача сходна с теми, в которых наблюдается дестабилизирующее влияние трения (задачи о вращающемся вале, об устойчивости тангенциального разрыва и др.) [1, 2].
|