ГИБРИДНОСТЬ КАК СВОЙСТВО ДЕМОНИЧЕСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ИКОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ) |
3 | |
2013 |
научная статья | 94(4)“375/1492” | ||
279-285 | средневековая культура, демонология, гибриды, трактат «Ars moriendi» |
Анализируя позднесредневековые изображения обитателей инфернального мира, автор пытается выявить смысл тех элементов визуального языка, с помощью которых в Средние века конструировался образ демонов. Так, демоны предстают гибридами, имеющими вид андрогинов, человекоподобных существ с ярко выраженными животными чертами, при отсутствии же антропоморфных признаков – в их облике соединяются характеристики различных животных. |
1 . The Ars moriendi (editio princeps, ca. 1450) / Ed. by W.H. Rylands. London, 1881. 85 p. 2 . Махов А.Е. Средневековый образ: между теологией и риторикой. Опыт толкования визуальной демонологии. М.: Изд. Кулагиной – Intrada, 2011. 256 с. 3 . Махов А.Е. Демонология святых отцов как метафорическая структура // Одиссей: Человек в истории. 2007. № 1. C. 38–81. 4 . Aberdeen University Library, Univ. Lib. MS 24 (Aberdeen Bestiary). 103 fol. 5 . Isidorus Hispalensis. Etimologiae // Opera omnia / Ed. Migne J.–P. Patrologiae cursus completus. Series latina. 1850. Vol. 82. 6 . Rabanus Maurus. De universo // Opera omnia / Ed. Migne J.–P. Patrologiae cursus completus. Series latina. 1864. Vol. 111. 7 . Пастуро М. Символическая история европейско-го Средневековья. СПб.: Александрия, 2012. 448 с. 8 . Махов А.Е. Демонический бестиарий и средневековое учение о значении вещей // In Umbra: демонология как семиотическая система: Альманах. 2012. Вып. 1. C. 290–314. 9 . Элиаде М. Мефистофель и андрогин. СПб.: Алетейя, 1998. 375 с. 10 . Махов А.Е. Hostis antiquus: категории и образы средневековой христианской демонологии. Опыт словаря. М.: Intrada, 2006. 416 с. |