ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ В НАУЧНОЙ И МИФОЛОГИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ |
1 | |
2012 |
научная статья | 165 | ||
35-46 | гносеологическая неопредел?нность, когнитивная неопредел?нность, мифологиче- ское мышление, полисемия, нуминозность, Ganz andere, Иное, моделирование, метафора |
Рассматривается специфика гносеологической неопредел?нности в научной и мифологической рациональности. Приводятся основания к построению «позитивной модели» неопредел?нности, к о- торая рассматривается не как негативное условие, мешающее познанию, а как процессуальная ха- рактеристика и активная форма развивающегося знания, представленная на начальных стадиях по- рождения проблемы в качестве когнитивной ситуации, для которой характерна полисемия «перви ч- ного моделирования» выявляемого знания. |
1 . Никифиров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига: Зинатне, 1988. 183 с. 2 . Козелецкий Ю.А. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 504 с. 3 . Бриллюэн Л. Научная неопредел?нность и информация. М.: URSS, 2010. 272 с. 4 . Пятницын Б.Н. Методы описания и устранения неопредел?нностей (логико-гносеологический аспект). Дисс. в форме научного доклада на соиск. уч. степени доктора филос. наук. М., 1987. 5 . Дорожкин А.М. Научный поиск как постановка и решение проблем. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 108 с. 6 . Берков В.Ф. Противоречия в науке. Минск: Вышэйш. школа, 1980. 96 с. 7 . Томпсон М. Философия религии. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 384 с. 8 . Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008. 272 с. 9 . Элиаде М. Священное и мирское. М.: Издательство Московского университета, 1994. 144 с. 10 . Тиллих П. Систематическое богословие. СПб.: Алетейя, 1998. 510 с. 11 . Доронин Д.Ю., Орлов А.В. Психологические аспекты Иного в традиционных культурах и мифологическом мышлении: Этно-экологический подход. Монография. М.: Гуманитарный институт, 2004. 94 с. 12 . Доронин Д.Ю. Оборотная сторона традиционной культуры (по фольклорным материалам с?л Татарово, Ожигово Муромского района Владимирской области, июль 2003 г.) //Друзья заповедного леса. Этно-экологический проект. Сборник научно-практических материалов. Муром: Международный Социально-Экологический Союз, 2005. С. 117–147. 13 . Доронин Д.Ю. Дикая природа как Иное в воззрениях алтайцев //Гуманитарный экологический жур. 2005. Т. 7, Вып. 2 (17). С. 98–101. 14 . Меликов В.В. Введение в текстологию традиционных культур (на примере «Бхагавадгиты» и других индийских текстов). М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. 304 с. 15 . Аверинцев С.С. Иудаистическая мифология //Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 2000. Т. 1. С. 581–591. 16 . де Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. 144 с. 17 . Горелов А.А., Мамедов Н.М., Новик И.Б. Философские вопросы моделирования // Философские вопросы естествознания. Обзор работ советских уч?ных. Часть II. М.: ИНИОН АН СССР, Институт философии, 1976. С. 137–174. 18 . Мишанкина Н.А. Ментальное пространство научного текста: метафорические модели // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 297. С. 7–11. 19 . Баранов А.Н. Когнитивная теория метафоры: почти двадцать пять лет спустя. Предисловие редактора // Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы жив?м. М.: URSS, 2008. С. 7–21 20 . Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы жив?м. М.: URSS, 2008. 256 с. 21 . ван Геннеп А., Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 2002. 198 с. |