Проведено исследование конструкционной прочности электросварных прямошовных газовых труб при внутреннем взрывном нагружении. Труба рассматривается как конструкция, состоящая из основного металла, сварных швов, линий сплавления основного металла и сварных швов. В ходе исследования были опробованы три схемы доведения образцов труб до разрушения, т.е. образования сквозной по толщине магистральной трещины. Установлены особенности реакции труб при испытании по каждой схеме нагружения, определен перечень измерительных методик для обеспечения информативности опытов. В серии опытов по схеме многократного нагружения опытного образца трубы с постепенным нарастанием мощности нагружающего заряда взрывчатого вещества (ВВ) определена величина окружной пластической деформации, при которой происходит разрушение основного металла труб; разрушение носило вязкий характер и сопровождалось большими пластическими деформациями. В опытах по схеме однократного нагружения разрушающим зарядом ВВ произошло «аномальное» разрушение образца трубы при средней по сечению окружной деформации значительно ниже критической для основного металла: хрупкая трещина прошла по линии сплавления, т.е. проявилась пониженная пластичность и трещиностойкость зоны линии сплавления. Полученные экспериментальные данные применялись для верификации численных кодов, моделирующих динамическую реакцию и разрушение труб при больших пластических деформациях. Проведенные экспериментальные исследования продемонстрировали возможности метода взрывного испытания для определения стойкости к разрушению газовых труб при достижении больших пластических деформаций.
|