Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВЗГЛЯД И ОБРАЗ: ИСТОРИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ


Номер журнала
4
Дата выпуска
2013

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
930.1
Страницы
135-140
Ключевые слова
образ, взгляд, визуальный поворот, модерн, постмодерн, визуальное мышление

Авторы
Воробьева О.В.

Место работы
Воробьева О.В.
Центр сравнительной истории и теории цивилизаций Института всеобщей истории РАН, Москва


Аннотация
Анализируются концептуальные особенности «визуального поворота» и его влияние на проблема- тику образного в современной социогуманитарной мысли. Показывается его тесная взаимосвязь, с од- ной стороны, с социокультурными сдвигами в западной культуре, с другой стороны, с процессами смены научных парадигм и эпистемологических основ научного творчества. Автор проводит различие между модерной и постмодерной визуалистикой, делая его основой для выявления и уяснения специ- фики работы с проблематикой образов в современной историографии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Круткин В.Л. Кит Мокси: о визуальных иссле- дованиях и иконическом повороте // Вестник Удмуртского университета. 2011. Вып. 2. C. 30-36.
2 . Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003.
3 . Вайнштейн О. Зрительные игры XIX века: оп- тика английских денди (Фрагмент из книги «Денди»)// НЛО. 2004. № 70. - URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/70/van14.html (дата обращения - 22.09.2013).
4 . Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Изд. 2-е. М., 1984.
5 . Бодрийяр Ж. Пароли. От фрагмента к фрагменту. Екатеринбург, 2006.
6 . Батаева Е.В. Фланерство и видеомания: модерные и постмодерные визуальные практики // Вопросы философии. 2012. № 11. - URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=635 (дата обра- щения 22.09.2013).
7 . Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2000. С. 281.
8 . Мерло-Понти М. Видимое и невидимое / Пер. с фр. О.Н. Шпараги. Минск, 2006.
9 . Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино. СПб., 2010.
10 . Ямпольский М. Наблюдатель. Очерки истории видения. М., 2000.
11 . Лакан Ж. Четыре основные понятия психоанализа. М., 2004.
12 . Инишев И.Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Novainfo.ru. Научно-популярный интернет-журнал. 2011. № 5. - URL: http:// novainfo.ru/archive/5/ikonicheskiy-povorot-v-teoriyah- kultury-i-obshchestva (дата обращения 22.09.2013).
13 . Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. М.: Кругь, 2011.
14 . Репина Л.П. Образы прошлого в памяти и истории // Образы прошлого и коллективная идентичность в Европе до начала нового времени. М., 2003.
15 . Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.
16 . Авербух В.Л. Метафоры визуализации // Программирование, 2001. № 5. С. 13-17.
17 . Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М., 1990. С. 416-434.
18 . Ортега-и-Гассет Х. Две великие метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 68-81.
19 . Зенкова А.Ю. Визуальные исследования как интегральная область социально-гуманитарного знания. - URL: http://www.ifp.uran.ru/files/publ/eshegod nik/2004/9.pdf (дата обращения - 22.09.2013).
20 . Зайцева А.В. Рациональность зримая и мыслимая // Визуальные образы современной культуры: Сборник научных статей по материалам всероссийской научно-практической конференции, 24 апреля 2012 года / Редкол.: П.Л. Зайцев и др. Омск: Амфора, 2012. 162 с.