МЕТОДИКА ОЦЕНКИ НАРУШЕНИЙ ОСОЗНАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И КОГНИТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У БОЛЬНЫХ С ПОРАЖЕНИЕМ ГОЛОВНОГО МОЗГА |
3 | |
2014 |
научная статья | 316.37 | ||
371-381 | осознание, методика, опросник, шкала, диагностика, мозг |
Нарушение осознания больными с повреждением головного мозга своего неврологического и когнитивного дефицита снижает эффективность их медицинской реабилитации и требует своевременного выявления. Между тем отечественные методики диагностики такого рода расстройств отсутствуют. Задачей работы явилось создание методики измерения нарушений осознания своих возможностей больными с патологией головного мозга, основанной на сопоставлении прогнозируемого и реального результата выполнения приближенных к повседневной жизни заданий. С этой целью разработаны две субшкалы самооценки возможности выполнения преимущественно физических и преимущественно умственных действий и две субшкалы объективной оценки результатов реального выполнения соответствующих действий. Анализ соответствия однопараметрической модели Раша результатов, полученных при обследовании 100 здоровых лиц, указал на удовлетворительные метрические свойства каждой из субшкал, что позволило производить с получаемыми по ним баллами арифметические операции. В качестве показателей нарушения осознания возможностей были приняты разницы между суммами баллов, набранными испытуемым по соответствующим субшкалам самооценки и объективной оценки выполнения заданий. На этой основе были созданы и стандартизированы путем Z-трансформации две шкалы для измерения нарушений самооценки двигательных и когнитивных возможностей. Обследование 30 больных с ишемическим инсультом подтвердило критериальную валидность этих двух шкал. |
![]() |
1 . Andelman F., Zuckerman-Feldhay E., Hoffien D. et al. Lateralization of deficit in self-awareness of memory in patients with intractable epilepsy // Epilepsia. 2004. V. 45. № 7. P. 826-833. 2 . Prigatano G.P. Anosognosia: clinical and ethical considerations // Curr. Opin. Neurol. 2009. V. 22. № 6. Р. 606-611. 3 . Prigatano G.P., Altman I.M. Impaired awareness of behavioral limitations after traumatic brain injury // Arch. Phys. Med. Rehabil. 1990. V. 71. №. 13. P. 1058-1064. 4 . Orfei M.D., Robinson R.G., Prigatano G.P. et al. Anosognosia for hemiplegia after stroke is a multifaceted phenomenon: a systematic review of the literature // Brain. 2007. V. 130. P. 3075-3090. 5 . Demakis G.J., Hammond F.M., Knotts A. Prediction of depression and anxiety 1 year after moderate-severe traumatic brain injury // Appl. Neuropsychol. 2010. V. 17. № 3. P. 183-189. 6 . Ownsworth T.L., McFarlend K., Young R.M. Self-awareness and psychosocial functioning following acquired brain injury: an evaluation of a group support programme // Neuropsychol Rehabil. 2000. V. 10. P. 465-484. 7 . Stuss D.T., Anderson V. The frontal lobes and theory of mind: developmental concepts from adult focal lesion research // Brain Cogn. 2004. V. 55. №. 1. P. 69-83. 8 . Krueger C.E., Rosen H.J., Taylor H.G. et al. Know thyself: real-world behavioral correlates of self-appraisal accuracy // Clin Neuropsychol. 2011. V. 25. № 5. P. 741-756. 9 . Medley A.R., Powell T. Motivational interviewing to promote self-awareness and engagement in rehabilitation following acquired brain injury: A conceptual review // Neuropsychol Rehabil. 2010. V. 20. № 4. P. 481-508. 10 . Barrett R.D., McLellan T.L., McKinlay A. Self versus family ratings of the frontal systems behaviour scale and measured executive functions: adult outcomes following childhood traumatic brain injury // PLoS One. 2013. V.8. № 10 [Электронный ресурс] URL: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3792883/ (дата обращения 17.11.2013). 11 . Wilson B.A., Alderman N., Burgess P. et al. Behavioural Assessment of the Dysexecutive Syndrome (BADS). UK, London: Pearson, Clinical Assessment, 1996. 12 . Asaba E., Petersson I., Bontje P., Kottorp A. The assessment of awareness of ability (A3) in a Japanese context: a Rasch model application // Scand. J. Occup. Ther. 2012. V. 19. № 4. P. 370-376. 13 . Studer M. Rehabilitation of executive function: to err is human, to be aware-divine // J. Neurol. Phys. Ther. 2007. V.31. № 3. P. 128-134. 14 . David A.S., Bedford N., Wiffen B., Gilleen J. Failures of metacognition and lack of insight in neuropsychiatric disorders // Philos. Trans. R. Soc. Lond. B. Biol. Sci. 2012. V. 367. № 1594. P. 1379-1390. |