Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2014

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
347
Страницы
140-147
Ключевые слова
возобновляемая энергия, возобновляемые источники энергии, энергоустановка, гражданско-правовой режим, гражданская правоспособность, право недропользования, право собственности, обязательство из закона

Авторы
Мареев Ю.Л.

Место работы
Мареев Ю.Л.
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
Рассматриваются важнейшие составные (гражданско-правовые) части юридического механизма воспроизводства альтернативной энергии.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Особенно недопустимой в современных условиях считается высокая степень зависимости электроэнергетики от природного газа.
2 . Перед Россией стоит задача увеличить к 2030 году долю нетопливных источников (включая производство на базе атомных электростанций) в производстве электроэнергии примерно с 32 процентов (2008 год) до не менее чем 38 процентов, в том числе путем опережающего развития возобновляемой энергетики. Развитие малой энергетики намечено осуществлять на возобновляемых источниках энергии, в том числе путем замещения локальной дизельной генерации (Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. // СЗ РФ. 2009. № 49. Ст. 5836.
3 . По состоянию на 2010 год число государств, развивающих сектор экологически чистой энергетики, составило более 100. Новости ООН от 15 июля 2010 г. «Альтернативная энергетика опережает по темпам роста традиционную». URL: http:// www.un.org/ russian/ news/ fullstorynews.asp?newsID= 13898.
4 . Предусмотренное Российской энергетической стратегией увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0,5 до 4,5 процента выглядит на фоне 35%, закрепленных законом (!) для энергетики в Германии уже для 2020 года и 50% - для 2030 года, даже более чем скромным (Gesetz f?r den Vorrang Erneuerbarer Energien - EEG, § 1 абз. 2).
5 . Outka U. Siting Renewable Energy: Land Use and Regulatory Context // Ecology law quarterly. 2010. Vol. 37; Numb. 4. P. 1041-1106.
6 . Ziza I. Siting of Renewable Energy Facilities and Adversarial Legalism: Lessons from Cape Cod // New England law review. 2008. Vol. 42; Numb. 3. P. 591-630
7 . Белов В.А. Гражданское право. Т. IV. Особенная часть. Относительные гражданско-правовые формы: Учебник. М.: Юрайт, 2012. С. 68.
8 . Klass A.B. Property Rights on the New Frontier: Climate Change, Natural Resource Development and Renewable Energy // Ecology law quarterly. 2011. Vol. 38; Numb. 1. P. 63-120.
9 . Безруких П.П. О состоянии и перспективах развития возобновляемой энергетики мира и России // Энергетическое право. 2011. № 1. С. 10-18.
10 . Bailey K., Brooks J., Porter R. Renewable energy: wind farms, some obstacles to development // Utilities law review. 1994. Numb. 4. P. 168.
11 . Riti C. Three Sheets to the Wind: The Renewable Energy Production Tax Credit, Congressional Political Posturing, and an Unsustainable Energy Policy // Pace environmental law review. 2010. Vol. 27; Numb. 3.P. 783-824.
12 . Woolley O. Trouble on the Horizon? Addressing Place-based Values in Planning for Offshore Wind Energy // Journal of environmental law. 2010. Vol. 22; Numb. 2. P. 223-250.
13 . Plant G. Offshore renewable energy: smooth permitting, environmental assessment and fair use allocation // The journal of water law. 2003. Vol. 14; Issu 2. P. 73-95.
14 . Todd P. Marine renewable energy and public rights // Marine policy. Amsterdam. 2012. Vol. 36; Numb. 3. P. 667-672.
15 . Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: теория и судебная практика (Теория и практика граждан. права и граждан. процесса). СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. С. 304.
16 . Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I «О недрах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992. № 16. Ст. 834.
17 . Принят постановлением Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ от 7 декабря 2002 г. № 20-8.
18 . Endres J.М., Slating T.A., Miller C.J. The Biomass Crop Assistance Program: Orchestrating the Government`s First Significant Step to Incentivize Biomass Production for Renewable Energy // Environmental law reporter. News and analysis. 2010. Vol. 40; Numb. 1. P. 10066-10077.
19 . СЗ РФ. 1998 г. № 26. Ст. 3009.
20 . СЗ РФ. 2003 г. № 13. Ст. 1177.
21 . СЗ РФ. 2010 г. № 31. Ст. 4159.
22 . Романова В.В. Правовое регулирование строительства и модернизации энергетических объектов. М.: «Юрист», 2012. С. 89.
23 . СЗ РФ. 2008 г. № 23. Ст. 2716.
24 . Wiener J.R. Sharing Potential and the Potential for Sharing: Open Source Licensing as a Legal and Economic Modality for the Dissemination of Renewable Energy Technology // Georgetown International Environmental Law Review. 2006. Vol. 18; Issu 2. P. 277-304.
25 . Thaler J. Fiddling as the world floods and burns: how climate change urgently requires a paradigm shift in the permitting of renewable energy projects // Environmental law and management. 2012. Vol. 24; Issu 6.P. 277-303.
26 . Матиящук С.В. Электрическая энергия и мощность как особые объекты гражданского оборота: вопросы теории и практики // Журнал российского права. 2008. № 12. С. 94-99.
27 . “The electricity generated by the wind turbines does not head straight to your outlets, though. That’s because the wind power is first fed into the state’s electric grid, where it mixes with electricity produced at hydroelectric dams, nuclear generators, coal and gas-fired power plants and so on. The electricity from the wind turbines upstate or in Pennsylvania are delivered into the overall power grid the same as every other electricity,” said Peter Blom, manager of renewable energy services at ConEdison Solutions. “There’s no way to direct the electrons to a specific location” // Belson K. Paying More for Wind Power // The New-York Times. Sunday, September 1, 2013 (курсив мой. - Ю. М.)
28 . Martinac I. Considering Environmental Justice in the Decision to Unbundle Renewable Energy Certificates // Golden Gate University law review. 2005. Vol. 35; Numb. 3. P. 491-529.
29 . Soderholm P. Harmonization of renewable electricity feed-in laws: A comment // Vol. 36; Numb. 3 Energy policy (2008). P. 946-953.
30 . Приказ Министерства энергетики РФ от 17 ноября 2008 г. № 187 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30 марта 2009 г. № 13.
31 . Энергетический потенциал возобновляемых источников энергии в России способен обеспечить более 20% общего спроса на электро- и тепловую энергии (Bezrukikh P.P., Karabanov S.M. Current Status and Prospects for Use of Renewable Energy Sources in Russia // World Renewable Energy Congress VIII, Denver, Colorado USA August 29 - September 3, 2004. Denver, Colorado, 2004. P. 409).
32 . Предусмотренное Российской энергетической стратегией увеличение относительного объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии (кроме гидроэлектростанций установленной мощностью более 25 МВт) примерно с 0.5 до 4.5 процента выглядит на фоне 35%, закрепленных законом (!) для энергетики в Германии уже для 2020 года и 50% - для 2030 года, даже более чем скромным (Gesetz f?r den Vorrang Erneuerbarer Energien - EEG, § 1 абз. 2).
33 . Konings M. State Aid for Renewable Energy Sources: A Practical State Aid Manual for Going Green // European state aid law quarterly. 2002. Vol. 1; Numb. 1. P. 19-32; Kesan J. P. The Renewable Energy Policy Puzzle: Putting the Pieces Together: Symposium Introduction // University of Illinois law review. 2011. Numb. 2. P. 333-340; Krieglstein F. B. Renewable Energy Schemes and EC State Aids Provisions // European environmental law review. 2001. Vol. 10; Part 2.P. 51-55.
34 . См., напр.: Munoz M. Harmonization of renewable electricity feed-in laws in the European Union // Energy policy. Amsterdam. 2007. Vol. 35; Numb. 5. P. 3104-3114.