Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА: АРСЕНАЛ СРЕДСТВ И РЕЗУЛЬТАТЫ СТОЛКНОВЕНИЯ ГЕРМАНСКОЙ И СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДИСТСКИХ МАШИН


Номер журнала
3
Дата выпуска
2015

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
94
Страницы
27-36
Ключевые слова
propaganda, propaganda machine, purposes and slogans, radio, cinema, enemy, ’s image, пропаганда, пропагандистская машина, смыслы и лозунги пропаганды, радио, кино, листовки, образ врага

Авторы
Бордюгов Г.А.
Котеленец Е.А.

Место работы
Бордюгов Г.А.
Научно-исследовательский центр Ассоциации исследователей российского общества, Москва

Котеленец Е.А.
Российский университет дружбы народов, Москва


Аннотация
Анализируются смыслы пропаганды и особенности работы пропагандистских машин воюющих го- сударств, успешность работы которых зависела от применения различных средств и создания для этого благоприятных условий, использование стереотипов и предрассудков, являющихся основанием для вражды. Авторы показывают, что для пропаганды решающую роль играли военные успехи, однако не- редко центральным звеном становился не сам враг, а бесчеловечность и разрушительность его действий. Советская пропаганда обладала более высокой способностью к развитию и воздействию на массовое сознание, чем германская. Существовало четкое разделение между фюрерами и «введенными в со- блазн» «простыми немцами», с 1943 г. все большее значение имело ожидание Победы, а значит, в про- паганде уже не нужен был образ врага.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Чугров С.В. Россия и Запад: метаморфозы вос- приятия. М., 1993.
2 . Вашик К. Метаморфоза зла: образы врага в плакатной пропаганде в России и Германии в 1930-1950-х годах // Россия и Германия в ХХ веке. М., 2010. Т. 1.
3 . Филиппова Т. От анекдота к кошмару: гроте- скный образ немца в военных изданиях // Россия и Германия в ХХ веке. М., 2010. Т. 1. С. 211-227.
4 . Бабурина Н. Русский плакат Первой мировой войны. М., 1988.
5 . Кольцов М.Е. Избранные произведения в 3 т. Т. 3. М., 1957.
6 . Григорьева О.И. Формирование образа Герма- нии советской пропагандой в 1933-1941 гг.: Авто- реф. дис. … канд. ист. наук. М., 2008.
7 . Хаксли О. Писатели и читатели // Иностранная литература. 1998. № 4.
8 . Паршакова Е.Д. Информационные войны. Краматорск, 2012.
9 . Ржевская Е.М. Берлин, май 1945. Записки во- енного переводчика. М., 1986.
10 . Полякова А.А. Пропаганда войны в кинемато- графе Третьего Рейха. 2-е изд. М., 2013.
11 . Данилов А. Информационные войны против России: от Ивана Грозного до Владимира Путина // Служу Отечеству. 2013. № 10.
12 . Русский архив: Великая Отечественная: Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в повержен- ной Германии). М., 1995.
13 . Бордюгов Г.А. Вермахт и Красная Армия: к вопросу о природе преступлений против граждан- ского населения // Россия и Германия в ХХ веке. М., 2010. Т. 1. С. 951-991.
14 . РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 52, 97, 251, 253.
15 . РГАCПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 322.
16 . Фатеев А.В. Образ врага в советской пропа- ганде. 1945-1954 гг. М.,1999.
17 . Волковский Н.Л. История информационных войн. В 2 частях. Ч. 2. СПб., 2003.
18 . Бурцев М.И. Прозрение. М.: Воениздат, 1981.
19 . Мякинина Н.П., Шестова В.М. Некоторые ас- пекты информационно-психологической войны СССР и Германии в 1941-1945 гг. // Безопасность информационных технологий. 2009. № 2.