ОРУДИЯ ПРЯДЕНИЯ И ТКАЧЕСТВА ИЗ ЗОЛЬНИКА I У ПОСЕЛЕНИЯ «СИРЕНЕВАЯ БУХТА» В КРЫМСКОМ ПРИАЗОВЬЕ |
5-6 | |
2015 |
научная статья | 433.902 | ||
54-63 | Боспор, сельская территория, сельские святилища, зольники, вотивные предметы, Крымское Приазовье, Bosporus, rural area, rural sanctuaries, cinder mounds, votive offerings, Crimean Azov Sea region |
В 2013-2014 гг. Восточно-Крымской экспедицией ИА РАН проводились археологические исследования зольного холма, расположенного в Восточном Крыму. Насыпь диаметром около 20 м достигает в высоту 1.3 м и состоит из различных прослоек золы, содержащих дробленые кости животных со следами горения, фрагменты амфор, краснолаковой и лепной керамики. Особый интерес представляют предметы, имеющие культовое назначение, - вотивные хлебцы, небольшие примитивные глиняные фигурки, фрагменты курильниц и светильников, пряслица и ткацкие грузила. Статья посвящена анализу особой группы вотивных приношений - орудиям труда, применявшимся в прядении и ткачестве. Исследуется их роль в ритуальной практике и религиозном мировоззрении сельского населения Крымского Приазовья в позднеантичный период. |
![]() |
1 . Ковальчук А.В. Расположение зольников на поселениях Караларского побережья // XVI Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Географическая среда и социум. Керчь, 2015. С. 189-196. 2 . Гайдукевич В.Ф. Мирмекийские зольникиэсхары // КСИА. Вып. 103. М., 1965. С. 28-37. 3 . Носова Л.В. Античные зольники Северного Причерноморья - жертвенники-эсхары или мусорные свалки? // Краткие сообщения одесского археологического общества. Одесса, 2008. С. 114-136. 4 . Русяева А.С. Древнегреческие сакральные зольники в Нижнем Побужье // РА. № 4. М., 2006. С. 95-102. 5 . Бутягин А.М. К интерпретации зольников Мирмекия (свидетельства Павсания и боспорская культовая практика) // Боспорский феномен: Проблема соотношения письменных и археологических источников. СПб., 2005. С.101-107. 6 . Масленников А.А. Эллинскаяхора накраюОйкумены. М.: Индрик,1998. 304 с. 7 . Гайдукевич В.Ф. К вопросу о ткацком ремесле в боспорскихпоселениях// МИА 25. 1952. С. 400-401. 8 . Соломоник Э.И. Херсонесские глиняные грузила с надписями // Северо-Западный Крым в античную эпоху. Киев, 1994. С. 144, 138-158. 9 . Молева Н.В. Находки орудий ткацкого ремесла в Китейском святилище // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремёслаипромыслы. Керчь, 2010. Вып. XI. С. 316-321. 10 . Носова Л.В. Греческие культы на западной окраине ольвийского полиса // Боспорский феномен. Проблема соотношения письменных и археологических источников. СПб., 2005. С. 201-205. 11 . Кашаев С.В. Некрополь Артющенко-2 // Боспорские исследования. Вып. XXII. Симферополь - Керчь, 2009. С. 188-267. 12 . Арсеньева Т.М., Безуглов С.И., Толочко И.В. Некрополь Танаиса. Раскопки 1981-1995 гг. М.: Палеограф, 2001. 276 с. 13 . Грач Н.Л. Некрополь Нимфея. СПб.: Наука, 1999. 328 с. 14 . Храпунов И.Н., Мульд С.А. Склепы с погребениями III в. н.э. из могильника Нейзац // Боспорские исследования. Вып. VII. Симферополь - Керчь, 2004. С. 299-326. 15 . Малышев А.А. Погребальный инвентарь некрополя в Широкой Балке // Население предгорий Северо-Западного Кавказа в римскую эпоху: по материалам некрополя в Широкой Балке. Некрополи Черноморья. Т. IV. М.: ИА РАН, 2011. С. 242-303. 16 . Onians R.B. The Origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world, time and fate. Cambridge, University Press, 1954. 583 p. 17 . Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 335 с. 18 . Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический эгейский мир. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 648 с. 19 . Винокуров Н.И. Некропольантичногогородища Артезиан в Крымском Приазовье (материалы раскопок 1999-2007 гг.). Симферополь- Керчь, 2014. 680 с. 20 . Гамкрелидзе Т.В., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры (в двух частях). Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. 1409 с. 21 . Винокуров Н.И. Античный социум: культ вина и винограда // Боспорские исследования. Симферополь, 2002. Вып. II. С. 27-88. 22 . Кузина Н.В. Дионисийская символика в погребальной обрядности населения античных центров Северного Причерноморья // Боспорские исследования. Симферополь- Керчь, 2007. Вып. XVI. С. 112-127. 23 . Гайдукевич В.Ф. Античные города Боспора: Мирмекий. М., Наука, 1987.178 с. 24 . Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. Тула: Гриф и К, 2007. 564 с. 25 . Высоцкая Т.Н. Неаполь - столица государства поздних скифов. Киев: Наукова Думка, 1979. 208 с. 26 . Зайцев Ю.П. Неаполь Скифский (II в. до н.э. - III в. н.э.). Симферополь: Универсум, 2003. 212 с. 27 . Русяева А.С. Античные терракоты СевероЗападного Причерноморья (VI-I вв. до н.э.). Киев: Наукова Думка, 1982.168 с. 28 . Худяк М.М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н.э. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 64 с. 29 . Barber Е.J.W. Women's Work: The First 20000 Years. Women, Cloth, and Society in Early Times. New York, W.W. Norton & Company, 1995. 366 р. 30 . Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Минва просвещения, 1957. 620 с. 31 . Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 132-135. 32 . Молева Н.В. Орудия ткачества, прядения и шитья как вотивные подношения в Китейском святилище // Из истории античного общества. Н. Новгород, 2007. Вып. 9-10. С. 80-85. 33 . Белов Г.Д. Терракоты Танагры. Л.: Советский художник, 1968. 96 с. 34 . Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Издательский дом «Стилос», 2005. 559 с. 35 . Бондаренко М.Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья. М., 2007. 248 с. 36 . Добролюбский А.О., Красножон А.В. Древнегреческое святилище на Жеваховой горе в Одессе // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. СПб., 2007. Ч. II. С. 88-94. 37 . Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М.: Центрполиграф, 2009. Т 2. 550 с.: сайт. URL: http://historylib.org/historybooks/Ilion--Gorod-i-stranatroyantsev--Tom-2/7 (дата обращения 18.09.2015). 38 . Лосев А.Ф. Афина // Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 126-128. 39 . Baumbach J.D. The Significance of Votive offerings in elected Hera Sanctuaries in the Peloponnese, Ionia and Western Greece. Oxford: Archaeopress, 2004. 345 p. 40 . Болтунова А.И. Зевс Отчий и Зевс Спаситель // ВДИ. 1977. № 1. С. 176-183. 41 . Кругликова И.Т. О культе верховного женского божества на Боспоре во II-III вв. н.э. // Культура античного мира. М.: Наука, 1966. С. 110-115. 42 . Хршановский В.А. Жертвоприношение в погребально-поминальной обрядности Европейского Боспора II в. до н.э. - IV в. н.э. (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 241-253. |