Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОРУДИЯ ПРЯДЕНИЯ И ТКАЧЕСТВА ИЗ ЗОЛЬНИКА I У ПОСЕЛЕНИЯ «СИРЕНЕВАЯ БУХТА» В КРЫМСКОМ ПРИАЗОВЬЕ


Номер журнала
5-6
Дата выпуска
2015

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
433.902
Страницы
54-63
Ключевые слова
Боспор, сельская территория, сельские святилища, зольники, вотивные предметы, Крымское Приазовье, Bosporus, rural area, rural sanctuaries, cinder mounds, votive offerings, Crimean Azov Sea region

Авторы
Ковальчук А.В.
Кузина Н.В.

Место работы
Ковальчук А.В.
Институт археологии Российской академии наук, Москва

Кузина Н.В.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Н. Новгород


Аннотация
В 2013-2014 гг. Восточно-Крымской экспедицией ИА РАН проводились археологические исследования зольного холма, расположенного в Восточном Крыму. Насыпь диаметром около 20 м достигает в высоту 1.3 м и состоит из различных прослоек золы, содержащих дробленые кости животных со следами горения, фрагменты амфор, краснолаковой и лепной керамики. Особый интерес представляют предметы, имеющие культовое назначение, - вотивные хлебцы, небольшие примитивные глиняные фигурки, фрагменты курильниц и светильников, пряслица и ткацкие грузила. Статья посвящена анализу особой группы вотивных приношений - орудиям труда, применявшимся в прядении и ткачестве. Исследуется их роль в ритуальной практике и религиозном мировоззрении сельского населения Крымского Приазовья в позднеантичный период.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Ковальчук А.В. Расположение зольников на поселениях Караларского побережья // XVI Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Географическая среда и социум. Керчь, 2015. С. 189-196.
2 . Гайдукевич В.Ф. Мирмекийские зольникиэсхары // КСИА. Вып. 103. М., 1965. С. 28-37.
3 . Носова Л.В. Античные зольники Северного Причерноморья - жертвенники-эсхары или мусорные свалки? // Краткие сообщения одесского археологического общества. Одесса, 2008. С. 114-136.
4 . Русяева А.С. Древнегреческие сакральные зольники в Нижнем Побужье // РА. № 4. М., 2006. С. 95-102.
5 . Бутягин А.М. К интерпретации зольников Мирмекия (свидетельства Павсания и боспорская культовая практика) // Боспорский феномен: Проблема соотношения письменных и археологических источников. СПб., 2005. С.101-107.
6 . Масленников А.А. Эллинскаяхора накраюОйкумены. М.: Индрик,1998. 304 с.
7 . Гайдукевич В.Ф. К вопросу о ткацком ремесле в боспорскихпоселениях// МИА 25. 1952. С. 400-401.
8 . Соломоник Э.И. Херсонесские глиняные грузила с надписями // Северо-Западный Крым в античную эпоху. Киев, 1994. С. 144, 138-158.
9 . Молева Н.В. Находки орудий ткацкого ремесла в Китейском святилище // Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Ремёслаипромыслы. Керчь, 2010. Вып. XI. С. 316-321.
10 . Носова Л.В. Греческие культы на западной окраине ольвийского полиса // Боспорский феномен. Проблема соотношения письменных и археологических источников. СПб., 2005. С. 201-205.
11 . Кашаев С.В. Некрополь Артющенко-2 // Боспорские исследования. Вып. XXII. Симферополь - Керчь, 2009. С. 188-267.
12 . Арсеньева Т.М., Безуглов С.И., Толочко И.В. Некрополь Танаиса. Раскопки 1981-1995 гг. М.: Палеограф, 2001. 276 с.
13 . Грач Н.Л. Некрополь Нимфея. СПб.: Наука, 1999. 328 с.
14 . Храпунов И.Н., Мульд С.А. Склепы с погребениями III в. н.э. из могильника Нейзац // Боспорские исследования. Вып. VII. Симферополь - Керчь, 2004. С. 299-326.
15 . Малышев А.А. Погребальный инвентарь некрополя в Широкой Балке // Население предгорий Северо-Западного Кавказа в римскую эпоху: по материалам некрополя в Широкой Балке. Некрополи Черноморья. Т. IV. М.: ИА РАН, 2011. С. 242-303.
16 . Onians R.B. The Origins of European thought about the body, the mind, the soul, the world, time and fate. Cambridge, University Press, 1954. 583 p.
17 . Горан В.П. Древнегреческая мифологема судьбы. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1990. 335 с.
18 . Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Доисторический эгейский мир. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. 648 с.
19 . Винокуров Н.И. Некропольантичногогородища Артезиан в Крымском Приазовье (материалы раскопок 1999-2007 гг.). Симферополь- Керчь, 2014. 680 с.
20 . Гамкрелидзе Т.В., Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Реконструкция и историко-типологический анализ праязыка и протокультуры (в двух частях). Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1984. 1409 с.
21 . Винокуров Н.И. Античный социум: культ вина и винограда // Боспорские исследования. Симферополь, 2002. Вып. II. С. 27-88.
22 . Кузина Н.В. Дионисийская символика в погребальной обрядности населения античных центров Северного Причерноморья // Боспорские исследования. Симферополь- Керчь, 2007. Вып. XVI. С. 112-127.
23 . Гайдукевич В.Ф. Античные города Боспора: Мирмекий. М., Наука, 1987.178 с.
24 . Масленников А.А. Сельские святилища Европейского Боспора. Тула: Гриф и К, 2007. 564 с.
25 . Высоцкая Т.Н. Неаполь - столица государства поздних скифов. Киев: Наукова Думка, 1979. 208 с.
26 . Зайцев Ю.П. Неаполь Скифский (II в. до н.э. - III в. н.э.). Симферополь: Универсум, 2003. 212 с.
27 . Русяева А.С. Античные терракоты СевероЗападного Причерноморья (VI-I вв. до н.э.). Киев: Наукова Думка, 1982.168 с.
28 . Худяк М.М. Из истории Нимфея VI-III вв. до н.э. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 64 с.
29 . Barber Е.J.W. Women's Work: The First 20000 Years. Women, Cloth, and Society in Early Times. New York, W.W. Norton & Company, 1995. 366 р.
30 . Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: Госуд. учебно-пед. изд-во Минва просвещения, 1957. 620 с.
31 . Лосев А.Ф. Афродита // Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 132-135.
32 . Молева Н.В. Орудия ткачества, прядения и шитья как вотивные подношения в Китейском святилище // Из истории античного общества. Н. Новгород, 2007. Вып. 9-10. С. 80-85.
33 . Белов Г.Д. Терракоты Танагры. Л.: Советский художник, 1968. 96 с.
34 . Русяева А.С. Религия понтийских эллинов в античную эпоху: Мифы. Святилища. Культы олимпийских богов и героев. Киев: Издательский дом «Стилос», 2005. 559 с.
35 . Бондаренко М.Е. Государственные пантеоны древнегреческих полисов Северного Причерноморья. М., 2007. 248 с.
36 . Добролюбский А.О., Красножон А.В. Древнегреческое святилище на Жеваховой горе в Одессе // Боспорский феномен. Сакральный смысл региона, памятников, находок. СПб., 2007. Ч. II. С. 88-94.
37 . Шлиман Г. Илион. Город и страна троянцев. М.: Центрполиграф, 2009. Т 2. 550 с.: сайт. URL: http://historylib.org/historybooks/Ilion--Gorod-i-stranatroyantsev--Tom-2/7 (дата обращения 18.09.2015).
38 . Лосев А.Ф. Афина // Мифы народов мира. М., 1994. Т. 1. С. 126-128.
39 . Baumbach J.D. The Significance of Votive offerings in elected Hera Sanctuaries in the Peloponnese, Ionia and Western Greece. Oxford: Archaeopress, 2004. 345 p.
40 . Болтунова А.И. Зевс Отчий и Зевс Спаситель // ВДИ. 1977. № 1. С. 176-183.
41 . Кругликова И.Т. О культе верховного женского божества на Боспоре во II-III вв. н.э. // Культура античного мира. М.: Наука, 1966. С. 110-115.
42 . Хршановский В.А. Жертвоприношение в погребально-поминальной обрядности Европейского Боспора II в. до н.э. - IV в. н.э. (по материалам археологических раскопок некрополей Илурата и Китея) // Жертвоприношение: Ритуал в культуре и искусстве от древности до наших дней. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 241-253.