Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

РАССКАЗ И. БУНИНА «ГЕНРИХ» (ЦИКЛ «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»): ФУНКЦИИ ПОЭТИКИ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЗМА


Номер журнала
5
Дата выпуска
2016

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82.091
Страницы
261-265
Ключевые слова
импрессионизм, психологизация, тип художественного сознания, ассоциативность, скрытый смысл

Авторы
Захарова В.Т.

Место работы
Захарова В.Т.
Нижегородский государственный педагогический университетим. К. Минина


Аннотация
Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» являет собой аккумуляцию многих открытий Бунина-художника. Цель данной небольшой работы - показать значение импрессионистической поэтики, а точнее, одной ее ветви - импрессионистического психологизма в художественном сознании Бунина как автора «Темных аллей» на примере одного рассказа - «Генрих». К импрессионизму мы подходим как к типу художественного сознания, связанного со спецификой философского осмысления жизни кначалу XX века. Анализ рассказа свидетельствует об овладении Буниным поэтикой импрессионистического психологизма, которая отражает внимание писателя к философии любви, к выражению потаенных, неявных, оттеночных состоянийдуши героя, неповторимой роли мгновенияв его жизни. При этом рождается синтез реальной жизненной конкретики, акцентированной символическими деталями с эмоциональнофилософским планом, что порождает сложный семантический комплекс, выводящий повествование на уровеньпостижения бытийных проблем.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Капинос Е.В. Взаимопритяжение и взаимоотталкивание героев в нарративе рассказа И.А. Бунина «Генрих» // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 4. С. 46-49.
2 . Пожиганова Л.П. «Великое и прекрасное» прошлое в поэтике рассказа И.А. Бунина «Генрих»: (цикл рассказов «Темные аллеи») // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. СПб., 2008. Т. 2. Ч. 1. C. 195-206.
3 . Захарова В.Т. Проза И.А. Бунина: аспекты поэтики: Монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2013.113 с.
4 . Захарова В.Т. Импрессионизм в прозе Серебряного века: Монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. 271 с.
5 . Matecka Malgorzata. Между молчанием слов и замиранием звуков. Функция тишины в творчестве Ивана Бунина и Клода Дебюсси // Иван Бунин и его время / Под ред. Х. Вашкелевич. Краков, 2001. Т. II. С. 55-67.
6 . Михеичева Е.А., Зеленцова С.В. Пейзаж как форма психологизма в ранних рассказах И.А. Бунина // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел, 2012. № 2. С. 155-159.
7 . Глинка А. (Волжский) Памяти Антона Павловича Чехова // Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. ст. / Сост. В.И. Покровский. М., 1907. С. 33.
8 . Русская литература конца XIX - начала XX в. Девяностые годы. М.: Наука, 1968. 236 с.
9 . Чудаков А. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. 292 с.
10 . Бунин И.А. Освобождение Толстого // И.А. Бунин. Собрание сочинений: В 9 т. М.: ГИХЛ, 1967. Т. 9. С. 7-169.
11 . Мальцев Ю. Бунин. Франкфурт-на-Майне. М.: Посев, 1994. 432с.
12 . Бунин И.А. Генрих // Собрание сочинений: В 4 т. М., 1988. Т. 4. С. 107-119.
13 . Щербицкая И.В. Символизм пространства в цикле Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 255- 260.
14 . Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима… Творчество И.А. Бунина и модернизм: Монография. М.: Метафора, 2003. 255 с.
15 . Смирнова Л. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991. 192 с.
16 . Бунин И.А. На высоте… // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1987. Т. 1. С. 100.