РАССКАЗ И. БУНИНА «ГЕНРИХ» (ЦИКЛ «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»): ФУНКЦИИ ПОЭТИКИ ИМПРЕССИОНИСТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГИЗМА |
5 | |
2016 |
научная статья | 82.091 | ||
261-265 | импрессионизм, психологизация, тип художественного сознания, ассоциативность, скрытый смысл |
Сборник рассказов И. Бунина «Темные аллеи» являет собой аккумуляцию многих открытий Бунина-художника. Цель данной небольшой работы - показать значение импрессионистической поэтики, а точнее, одной ее ветви - импрессионистического психологизма в художественном сознании Бунина как автора «Темных аллей» на примере одного рассказа - «Генрих». К импрессионизму мы подходим как к типу художественного сознания, связанного со спецификой философского осмысления жизни кначалу XX века. Анализ рассказа свидетельствует об овладении Буниным поэтикой импрессионистического психологизма, которая отражает внимание писателя к философии любви, к выражению потаенных, неявных, оттеночных состоянийдуши героя, неповторимой роли мгновенияв его жизни. При этом рождается синтез реальной жизненной конкретики, акцентированной символическими деталями с эмоциональнофилософским планом, что порождает сложный семантический комплекс, выводящий повествование на уровеньпостижения бытийных проблем. |
![]() |
1 . Капинос Е.В. Взаимопритяжение и взаимоотталкивание героев в нарративе рассказа И.А. Бунина «Генрих» // Гуманитарные науки в Сибири. 2008. № 4. С. 46-49. 2 . Пожиганова Л.П. «Великое и прекрасное» прошлое в поэтике рассказа И.А. Бунина «Генрих»: (цикл рассказов «Темные аллеи») // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. СПб., 2008. Т. 2. Ч. 1. C. 195-206. 3 . Захарова В.Т. Проза И.А. Бунина: аспекты поэтики: Монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2013.113 с. 4 . Захарова В.Т. Импрессионизм в прозе Серебряного века: Монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2012. 271 с. 5 . Matecka Malgorzata. Между молчанием слов и замиранием звуков. Функция тишины в творчестве Ивана Бунина и Клода Дебюсси // Иван Бунин и его время / Под ред. Х. Вашкелевич. Краков, 2001. Т. II. С. 55-67. 6 . Михеичева Е.А., Зеленцова С.В. Пейзаж как форма психологизма в ранних рассказах И.А. Бунина // Ученые записки Орловского государственного университета. Орел, 2012. № 2. С. 155-159. 7 . Глинка А. (Волжский) Памяти Антона Павловича Чехова // Антон Павлович Чехов. Его жизнь и сочинения: Сб. ист.-лит. ст. / Сост. В.И. Покровский. М., 1907. С. 33. 8 . Русская литература конца XIX - начала XX в. Девяностые годы. М.: Наука, 1968. 236 с. 9 . Чудаков А. Мир Чехова: возникновение и утверждение. М.: Советский писатель, 1986. 292 с. 10 . Бунин И.А. Освобождение Толстого // И.А. Бунин. Собрание сочинений: В 9 т. М.: ГИХЛ, 1967. Т. 9. С. 7-169. 11 . Мальцев Ю. Бунин. Франкфурт-на-Майне. М.: Посев, 1994. 432с. 12 . Бунин И.А. Генрих // Собрание сочинений: В 4 т. М., 1988. Т. 4. С. 107-119. 13 . Щербицкая И.В. Символизм пространства в цикле Бунина «Темные аллеи» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 22. № 53. С. 255- 260. 14 . Ничипоров И.Б. Поэзия темна, в словах невыразима… Творчество И.А. Бунина и модернизм: Монография. М.: Метафора, 2003. 255 с. 15 . Смирнова Л. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991. 192 с. 16 . Бунин И.А. На высоте… // Собрание сочинений: В 6 т. М., 1987. Т. 1. С. 100. |