ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРЫ В АССОЦИАТИВНОМ ТЕЗАУРУСЕ МОЛОДЕЖИ |
6 | |
2016 |
научная статья | 82-9; 81-13 | ||
234-239 | ассоциативный тезаурус, чтение, литературоцентризм, современная литература, аксиологическая шкала, культурные стереотипы, associative thesaurus, reading, literature centrism, modern literature, axiological scale, cultural stereotypes |
Рассматриваются динамические процессы в концептуальном поле литература. Цель работы - продемонстрировать изменения в тезаурусе молодого россиянина. Конвенциональный характер литературоцентрических идей времени меняется под влиянием технологий потребительской культуры и сбоев в устоявшихся программах и моделях читательского поведения. Мифы русской словесности, культивируемые в школе, вступают в явное противоречие с читательскими практиками, с вызовами современной эпохи. Анализ ассоциативных словарей и результаты массовых опросов в молодежной аудитории дали основание для выводов о противоречивых очертаниях ассоциативного поля «литература» в тезаурусе молодежи. Ценностная шкала этой части тезауруса в значительной степени определяется не личным читательским опытом, а усвоенными штампами, что очевидно при сопоставлении оценочных характеристик в триаде русская литература - зарубежная литература - современная ли тература. |
1 . Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное. В 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 35-104. 2 . Караулов Ю.Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н.В. [и др.]. Русский ассоциативный словарь: В 2 т. М.: АСТ: Астрель, 2002. 3 . Гольдин В.Е., Сдобнова А.П., Мартьянов А.О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов: В 2 т. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2011. 4 . Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55-68. 5 . Кондаков И. По ту сторону слова (кризис литературоцентризма в России XX - XXI веков) // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 5-44 6 . Аскарова В.Я. Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3 (19). С. 105-119. 7 . Борусяк Л. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения. 2010. № 3. С. 53-65. 8 . Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации. М.: РУДН, 2008. 258 с. 9 . Бутакова Л.О., Гуц Е.И. Психолингвистический эксперимент: к проблеме верификации результатов // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 203-207. 10 . Павловец М. Школьный канон как поле битвы. Часть первая: историческая реконструкция. [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2016. № 2 (106). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2016/ 2/shkolnyj-kanon-kak-pole-bitvy.html (дата обращения: 11.05.2016). 11 . Загидуллина М. Неодолимая сила [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2006. № 80. С. 184-190. Режим доступа: http://magazines. russ.ru/nlo/2006/80/za13.html (дата обращения: 12.04.2016) 12 . Литовская М.А. Школьное преподавание литературы и его роль в судьбе российского литературоцентризма // Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности vs. новые возможности / Отв. ред. Н.В. Ковтун. М., 2014. С. 138-158. 13 . Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С. 168-200. 14 . Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки по литературе и культуре. М.: Изд-во НЛО, 2010. 345 с. 15 . Щербинина Ю.В. Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016. 416 с. |