Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ОБРАЗ ЛИТЕРАТУРЫ В АССОЦИАТИВНОМ ТЕЗАУРУСЕ МОЛОДЕЖИ


Номер журнала
6
Дата выпуска
2016

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
82-9; 81-13
Страницы
234-239
Ключевые слова
ассоциативный тезаурус, чтение, литературоцентризм, современная литература, аксиологическая шкала, культурные стереотипы, associative thesaurus, reading, literature centrism, modern literature, axiological scale, cultural stereotypes

Авторы
Черняк В.Д.
Черняк М.А.

Место работы
Черняк В.Д.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Черняк М.А.
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


Аннотация
Рассматриваются динамические процессы в концептуальном поле литература. Цель работы - продемонстрировать изменения в тезаурусе молодого россиянина. Конвенциональный характер литературоцентрических идей времени меняется под влиянием технологий потребительской культуры и сбоев в устоявшихся программах и моделях читательского поведения. Мифы русской словесности, культивируемые в школе, вступают в явное противоречие с читательскими практиками, с вызовами современной эпохи. Анализ ассоциативных словарей и результаты массовых опросов в молодежной аудитории дали основание для выводов о противоречивых очертаниях ассоциативного поля «литература» в тезаурусе молодежи. Ценностная шкала этой части тезауруса в значительной степени определяется не личным читательским опытом, а усвоенными штампами, что очевидно при сопоставлении оценочных характеристик в триаде русская литература - зарубежная литература - современная ли тература.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Рубакин Н.А. Этюды о русской читающей публике // Рубакин Н.А. Избранное. В 2 т. М., 1975. Т. 1. С. 35-104.
2 . Караулов Ю.Н., Черкасова Г. А., Уфимцева Н.В. [и др.]. Русский ассоциативный словарь: В 2 т. М.: АСТ: Астрель, 2002.
3 . Гольдин В.Е., Сдобнова А.П., Мартьянов А.О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников 1-11 классов: В 2 т. Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 2011.
4 . Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968. С. 55-68.
5 . Кондаков И. По ту сторону слова (кризис литературоцентризма в России XX - XXI веков) // Вопросы литературы. 2008. № 5. С. 5-44
6 . Аскарова В.Я. Возможности искусствоведческого, социологического, культурологического и иных подходов к исследованию читательской и литературной моды // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3 (19). С. 105-119.
7 . Борусяк Л. Чтение как ценность в среде молодых российских интеллектуалов // Вестник общественного мнения. 2010. № 3. С. 53-65.
8 . Денисенко В.Н., Чеботарева Е.Ю. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации. М.: РУДН, 2008. 258 с.
9 . Бутакова Л.О., Гуц Е.И. Психолингвистический эксперимент: к проблеме верификации результатов // Вестник Омского университета. 2015. № 1. С. 203-207.
10 . Павловец М. Школьный канон как поле битвы. Часть первая: историческая реконструкция. [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. 2016. № 2 (106). Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2016/ 2/shkolnyj-kanon-kak-pole-bitvy.html (дата обращения: 11.05.2016).
11 . Загидуллина М. Неодолимая сила [Электронный ресурс] // Новое литературное обозрение. 2006. № 80. С. 184-190. Режим доступа: http://magazines. russ.ru/nlo/2006/80/za13.html (дата обращения: 12.04.2016)
12 . Литовская М.А. Школьное преподавание литературы и его роль в судьбе российского литературоцентризма // Кризис литературоцентризма. Утрата идентичности vs. новые возможности / Отв. ред. Н.В. Ковтун. М., 2014. С. 138-158.
13 . Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения // Прошлое - будущему. Статьи и очерки. Л.: Наука, 1985. С. 168-200.
14 . Дубин Б. Классика, после и рядом: Социологические очерки по литературе и культуре. М.: Изд-во НЛО, 2010. 345 с.
15 . Щербинина Ю.В. Время библиоскопов. Современность в зеркале книжной культуры. М.: Форум; Неолит, 2016. 416 с.