Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ГРАФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ


Номер журнала
3
Дата выпуска
2011

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
373; 372.8
Страницы
20-25
Ключевые слова
поисковое обучение физике, познавательная деятельность учащихся, методология физики, методологическая культура учащихся, графический метод

Авторы
Бубликов Сергей Викторович
Михайленко Мария Александровна

Место работы
Бубликов Сергей Викторович
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, С.-Петербург

Михайленко Мария Александровна
РГПУ им. А.И. Герцена, школы № 411, С.-Петербург


Аннотация
Предложен методический подход к использованию графических методов в качестве одного из наглядных и действенных средств развития методологической культуры учащихся при обучении физике на уровне общего образования. Показано, что в области изучения нелинейных колебаний графический метод является доступным для учащихся и позволяющим избежать лобовых решений нелинейных дифференциальных уравнений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Мигдал А.Б. Поиски истины. М.: Молодая гвардия, 1983. 238 с.
2 . Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение. М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2004. 463 с.
3 . Сауров Ю.А. Принцип цикличности в методике обучения физике: Историко-методологический анализ: Монография. Киров: Изд-во КИПК и ПРО, 2008. 224 с.
4 . Дармограй В.М. Методологическая культура творчества: Автореферат дисс. … д-ра философ. наук. Саратов: СГУ, 2006. 38 с.
5 . Глаголева Ю.И. Педагогические условия становления методологической культуры учащихся: Автореферат дисс. … к.п.н. Псков: ПГПУ, 2002. 20 с.
6 . Сауров Ю.А. Идеи и программа формирования методологической культуры в процессах обучения физике // Учебная физика: Научно-практический журнал РАО. 2004. № 3. С. 39-48.
7 . Кондратьев А.С., Лаптев В.В., Трофимова С.Ю. Физические задачи и индивидуальные пути образования: научно-методическая разработка. СПб.: Образование, 1996. 87 с.
8 . Бубликов С.В., Кондратьев А.С., Молеваник С.П., Филиппов М.Э. Ориентиры развития методологической культуры учащихся при обучении физике // Повышение эффективности подготовки учителей физики и информатики в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 13-14 апреля 2002 г.: В 2 ч. Ч. 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2002. С. 29-31.
9 . Бубликов С.В., Баширова И.А., Бойкова А.Е., Красин М.С. Методологическая культура учащихся и возможности ее развития при обучении решению экспериментальных задач на уроках физики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 6(1). С. 31-36.
10 . Полищук В.В. Графические методы отображения информации в физике и технике: Учеб. пособие. М.: Изд-во МИФИ, 1983. 64 с.
11 . Резников Л.И. Графический метод в преподавании физики. М.: Учпедгиз, 1960. 348 с.
12 . Молеваник С.П. Физические оценки как средство развития методологической культуры учащихся: Автореферат дисс. … к.п.н. СПб.: РГПУ, 2004. 16 с.
13 . Гребенев И.В. Дидактика физики как основа конструирования учебного процесса: Монография / Науч. ред. Е.В. Чупрунов. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2005. 247 с.
14 . Пановко Я.Г., Губанова И.И. Устойчивость и колебания упругих систем: Современные концепции, ошибки и парадоксы. М.: Наука, 1979. 384 с.
15 . Бубликов С.В. Методика изучения колебаний пружинных маятников (с пакетом прикладных программ компьютерной поддержки): Пособие для учителей. СПб.: Изд-во ЛОИРО, 1998. 56 с.
16 . Савелов А.А. Плоские кривые. Систематика, свойства, применение: Справочное руководство. М.: Физматлит, 2002. 292 с.