АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ |
5 | |
2013 |
научная статья | 37.01 | ||
176-181 | эстетическая мотивация, учебно-поисковая деятельность школьников, эстетические критерии выбора направления поискового процесса, эстетически значимая задачная ситуация, красота математических конструкций |
Раскрываются возможности актуализации эстетической мотивации учебно-поисковой деятельности школьников. В основу выделения таких возможностей положена типология эстетически значимых математических конструкций. Их целенаправленное осознание школьниками осуществляется путем подключения эстетического критериального аппарата к механизму выбора направления поисковой работы, рассмотрения элементов школьного математического содержания, отличающихся особой наглядностью, «осязаемостью» и выразительностью, а также создания необычных ситуаций применения известных методов и их комбинаций при решении математических задач, выделения системы отношений, открывающей возможность реализации «неожиданных» аналогий и обобщений. |
![]() |
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – URL: минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 15.04.2013) 2 . Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. 736 с 3 . Родионов М.А. Мотивационная составляющая математического образования и особенности ее формирования // Успехи современного естествознания. 2003. № 11. С. 130 4 . Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск: ПО РАО, Мордов. пед. ин-т, 2003. 136 с 5 . Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. М.: Школа-Пресс, 1998. 160 с 6 . Гусева Н.В. К вопросу о модели эстетического потенциала школьного курса математики // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе: Материалы Всерос. конф. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 1998. С. 55–57 7 . Гончаров И.Ф. Школьникам о красоте математики // Математика в школе. 1970. № 6. С. 41–43 8 . Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 79 с 9 . Родионов М.А., Ликсина Е.В. Эстетическая направленность обучения математике. Пенза: ПГПУ, 2002. 175 с 10 . Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 1982. № 2. С. 40–43 11 . Рощина Н.Л. О воспитании эстетического вкуса учащихся при решении планиметрических задач // Математика в школе. 1997. № 2. С. 4–7 12 . Якир М.С. Что же такое красивая задача? // Математика в школе. 1989. № 6. С. 41–46 13 . Смирнова Е.С., Леонидова Н.А. Математическое путешествие в мир гармонии // Математика в школе. 1993. № 3. С. 60–63 14 . Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982. 176 с 15 . Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. 152 с 16 . Александров П.С. Теория размерности и смежные вопросы: статьи общего характера. М.: Наука, 1978. 432 с 17 . Белл Э.Т. Творцы математики: предшественники современной математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 256 с 18 . Биркгоф Г. Математика и психология. М.: Сов. радио, 1977. 96 с 19 . Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. 400 с 20 . Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М.: Наука, 1981. 160 с 21 . Родионов М.А., Пендюрин А.И. Логарифмы: Учебно-методическое пособие. Пенза: Поволжск. отд. РАО – ПГПУ, 2001. 90 с 22 . Родионов М.А. Мотивация учения математике. От теоретического осмысления к практической реализации: Монография. Saarbr?cken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 252 p 23 . Родионов М.А., Марина Е.В. Формирование вариативного мышления при решении задач на построение. Пенза: ПГПУ, 2006. 95 с 24 . Rodionov M., Velmisova S. Development of the theme in the process of geometrical problems s olution // Romai Educational Journal. 2009. Vol. 4. P. 13–18 |