Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ МОТИВОВ УЧЕБНО-ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ


Номер журнала
5
Дата выпуска
2013

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
37.01
Страницы
176-181
Ключевые слова
эстетическая мотивация, учебно-поисковая деятельность школьников, эстетические критерии выбора направления поискового процесса, эстетически значимая задачная ситуация, красота математических конструкций

Авторы
Родионов М.А.

Место работы
Родионов М.А.
Пензенский госуниверситет


Аннотация
Раскрываются возможности актуализации эстетической мотивации учебно-поисковой деятельности школьников. В основу выделения таких возможностей положена типология эстетически значимых математических конструкций. Их целенаправленное осознание школьниками осуществляется путем подключения эстетического критериального аппарата к механизму выбора направления поисковой работы, рассмотрения элементов школьного математического содержания, отличающихся особой наглядностью, «осязаемостью» и выразительностью, а также создания необычных ситуаций применения известных методов и их комбинаций при решении математических задач, выделения системы отношений, открывающей возможность реализации «неожиданных» аналогий и обобщений.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – URL: минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения 15.04.2013)
2 . Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. 736 с
3 . Родионов М.А. Мотивационная составляющая математического образования и особенности ее формирования // Успехи современного естествознания. 2003. № 11. С. 130
4 . Саранцев Г.И. Эстетическая мотивация в обучении математике. Саранск: ПО РАО, Мордов. пед. ин-т, 2003. 136 с
5 . Азевич А.И. Двадцать уроков гармонии: Гуманитарно-математический курс. М.: Школа-Пресс, 1998. 160 с
6 . Гусева Н.В. К вопросу о модели эстетического потенциала школьного курса математики // Гуманизация и гуманитаризация математического образования в школе и вузе: Материалы Всерос. конф. Саранск: Морд. гос. пед. ин-т, 1998. С. 55–57
7 . Гончаров И.Ф. Школьникам о красоте математики // Математика в школе. 1970. № 6. С. 41–43
8 . Зенкевич И.Г. Эстетика урока математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1981. 79 с
9 . Родионов М.А., Ликсина Е.В. Эстетическая направленность обучения математике. Пенза: ПГПУ, 2002. 175 с
10 . Болтянский В.Г. Математическая культура и эстетика // Математика в школе. 1982. № 2. С. 40–43
11 . Рощина Н.Л. О воспитании эстетического вкуса учащихся при решении планиметрических задач // Математика в школе. 1997. № 2. С. 4–7
12 . Якир М.С. Что же такое красивая задача? // Математика в школе. 1989. № 6. С. 41–46
13 . Смирнова Е.С., Леонидова Н.А. Математическое путешествие в мир гармонии // Математика в школе. 1993. № 3. С. 60–63
14 . Тарасов Л. Этот удивительно симметричный мир. М.: Просвещение, 1982. 176 с
15 . Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М.: Сов. радио, 1970. 152 с
16 . Александров П.С. Теория размерности и смежные вопросы: статьи общего характера. М.: Наука, 1978. 432 с
17 . Белл Э.Т. Творцы математики: предшественники современной математики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1979. 256 с
18 . Биркгоф Г. Математика и психология. М.: Сов. радио, 1977. 96 с
19 . Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. 400 с
20 . Штейнгауз Г. Математический калейдоскоп. М.: Наука, 1981. 160 с
21 . Родионов М.А., Пендюрин А.И. Логарифмы: Учебно-методическое пособие. Пенза: Поволжск. отд. РАО – ПГПУ, 2001. 90 с
22 . Родионов М.А. Мотивация учения математике. От теоретического осмысления к практической реализации: Монография. Saarbr?cken: Palmarium Academic Publishing, 2012. 252 p
23 . Родионов М.А., Марина Е.В. Формирование вариативного мышления при решении задач на построение. Пенза: ПГПУ, 2006. 95 с
24 . Rodionov M., Velmisova S. Development of the theme in the process of geometrical problems s olution // Romai Educational Journal. 2009. Vol. 4. P. 13–18