Главная страница
russian   english
16+
<< назад

Название статьи

ШЕКСПИРОВСКИЙ КОД В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.П. ЧЕХОВА 1880-Х ГОДОВ


Номер журнала
2
Дата выпуска
2014

Тип статьи
научная статья
Коды УДК
821.161.1
Страницы
14-20
Ключевые слова
Чехов, Шекспир, память жанра, архитекстуальность, «Калхас», «Лебединая песня»

Авторы
Артемьева Л.С.

Место работы
Артемьева Л.С.
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского


Аннотация
В статье рассматривается шекспировский код «театральных» рассказов А.П. Чехова 1880-х годов как проявление архитекстуальности его стиля. Сопоставительный анализ текста рассказа «Калхас» и драматического этюда «Лебединая песня» показал, что в процессе драматизации сюжета происходит изменение функций шекспировских цитат, они приобретают значение кода, существенно расширяя семантику произведения.

Загрузить статью

Библиографический список
1 . Bermel A. Contradictory Characters. An Interpretation of the Modern Theatre. New York, 1973. 298 p
2 . Kerr W. Tragedy and Comedy. New York, 1967. 350 p
3 . Magarshack D. The Real Chekhov. An Introduction to Chekhov’s Last Plays. London, 1972. 249 p
4 . Styan J.L. Chekhov in Performance. A Commentary on the Major Plays. Cambridge, 1971. 341 p
5 . Styan J. The Dark Comedy: the Development of Modern Comic Tragedy. London, New York, 1962. 303 p
6 . Winner T.G. Chekhov's Seagull and Shakespeare's Hamlet: a study of a dramatic device // American Slavic and East European Review. 1956. Vol. 15, № 1. p. 103-111
7 . Knight G.W. The Wheel of Fire. Essays in Interpretation of Shakespeare’s Sombre Tragedies. London, 1930. 296 p
8 . Фролов В. Судьбы жанров драматургии. Анализы драматических жанров в России XX века. М.: Сов. писатель, 1979. 423 с
9 . Foster V.A. The Dramaturgy of Mood in «Twelfth Night» and «The Cherry Orchard» // Modern Language Quarterly. 1987. Vol.48, № 2. p. 162-185
10 . Чудаков А.П. Мир Чехова. Возникновение и утверждение. М.: Сов. писатель, 1986. 384 с
11 . Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М.: Наука, 1971. 292 с
12 . Паперный З. «Чайка» А. П. Чехова. М.: Худ. литература, 1980. 160 с
13 . Паперный З.С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. М.: Искусство, 1982. 285 с
14 . Adler J.H. Two «Hamlet» Plays: «The Wild Duck» and «The Sea Gull» // Journal of Modern Literature. 1970-1971. Vol.1, № 2. p. 226-246
15 . McLean H. Love and «The Sea Gull». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.utoronto.ca/tsq/10/mclean10.shtml (дата обращения: 15.082013)
16 . Pritchett V.S. Chekhov. A Spirit Set Free. New York, 1988. 235 p
17 . Rzepka C.J. Chekhov’s «The Three Sisters», Lear’s Daughters, and the Weird Sisters: The Arcana of Archetypal Influence // Modern Language Studies. 1984. Vol. 14, № 4. p. 18-27
18 . Луков В.А., Захаров Н.В., Гайдин Б.Н. Гамлет как вечный образ русской и мировой культуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://svrlit.niv.ru/svr-lit/gamlet-lukov-zaharov-gajdin/index.htm (дата обращения: 09.05.13)
19 . Коммиссарова О.В. «Вечные образы» в творчестве А.П. Чехова: Автореферат дис…канд. филол. н. М., 2002. с. 21
20 . Левин Ю.Д. Шекспир и русская литература XIX века. Л.: Наука, 1988. 327 с
21 . Головачева А.Г. Пушкин, Чехов и другие: поэтика литературного диалога. Симферополь, 2005. 304 с
22 . Головачева А.Г. Классические сближения: Чехов Пушкин - Шекспир // Русская литература. СПб., 1998. №4. С.3-13
23 . Шах-Азизова Т.К. Русский Гамлет («Иванов» и его время). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_0280.shtml (дата обращения: 09.05.13)
24 . Rayfield D. Chekhov: The Evolution of His Art. London, 1975. 266 p
25 . Valency M. The breaking string. The Plays of Anton Chekhov. London, Oxford, New York, 1960. 324 p
26 . Виноградова Е.Ю. Шекспир в художественном мире А. П. Чехова. М.: РГГУ, 2004. 201 с
27 . Бахтин М.М. (под маской) Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. М.: Лабиринт, 2000. 640 с
28 . Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М.: Советская Россия, 1979. 320 с
29 . Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т., т. 5. М.: Наука, 1976. 704 с
30 . Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т., т. 11. М.: Наука, 1978. 447 с
31 . Лотман Ю.М. Семиосфера. С.-Петербург: Искусство - СПБ, 2010. 704 с
32 . Shakespeare W. The Complete Works of William Shakespeare. Wordsworth Library Collection, 2007. 1263 p
33 . Пинский Л.Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М.: Худ. литература, 1971. 603 с
34 . Барт Р. S/Z/ Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. М.: Академический Проект, 2009. 373 с
35 . Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман. // Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму: Пер. с франц., сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М.: ИГ Прогресс, 2000. С. 427-457
36 . Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка: Монография. Екатеринбург, Омск: Изд-во Урал. ун-та, Омск. гос. ун-та, 1999. 268 с
37 . Пьеге-Гро Н. Введение в теорию интертекстуальности: Пер. с фр. / Общ. ред. и вступ. ст. Г. Косикова. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 240 с
38 . Bermel A. Contradictory Characters. An Interpretation of the Modern Theatre. New York, 1973. 298 p
39 . Kerr W. Tragedy and Comedy. New York, 1967. 350 p
40 . Magarshack D. The Real Chekhov. An Introduction to Chekhov’s Last Plays. London, 1972. 249 p
41 . Styan J.L. Chekhov in Performance. A Commentary on the Major Plays. Cambridge, 1971. 341 p
42 . Styan J. The Dark Comedy: the Development of Modern Comic Tragedy. London, New York, 1962. 303 p
43 . Winner T.G. Chekhov's Seagull and Shake-speare's Hamlet: a study of a dramatic device // American Slavic and East European Review. 1956. Vol. 15, № 1. p. 103-111
44 . Knight G.W. The Wheel of Fire. Essays in Interpretation of Shakespeare’s Sombre Tragedies. London, 1930. 296 p
45 . Frolov V. Sud'by zhanrov dramaturgii. Analizy dramaticheskih zhanrov v Rossii XX veka. M.: Sov. pisatel', 1979. 423 s
46 . Foster V.A. The Dramaturgy of Mood in «Twelfth Night» and «The Cherry Orchard» // Modern Language Quarterly. 1987. Vol.48, № 2. p. 162-185
47 . Chudakov A.P. Mir Chehova. Vozniknovenie i utverzhdenie. M.: Sov. pisatel', 1986. 384 s
48 . Chudakov A.P. Pojetika Chehova. M.: Nauka, 1971. 292 s
49 . Papernyj Z. «Chajka» A. P. Chehova. M.: Hud. literatura, 1980. 160 s
50 . Papernyj Z.S. «Vopreki vsem pravilam…» P'esy i vodevili Chehova. M.: Iskusstvo, 1982. 285 s
51 . Adler J.H. Two «Hamlet» Plays: «The Wild Duck» and «The Sea Gull» // Journal of Modern Literature. 19701971. Vol.1, № 2. p. 226-246
52 . McLean H. Love and «The Sea Gull». [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.utoronto.ca/tsq/10/mclean10.shtml (data obrashhenija: 15.082013)
53 . Pritchett V.S. Chekhov. A Spirit Set Free. New York, 1988. 235 p
54 . Rzepka C.J. Chekhov’s «The Three Sisters», Lear’s Daughters, and the Weird Sisters: The Arcana of Archetypal Influence // Modern Language Studies. 1984. Vol. 14, № 4. p. 18-27
55 . Lukov V.A., Zaharov N.V., Gajdin B.N. Gam-let kak vechnyj obraz russkoj i mirovoj kul'tury. [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/gamletlukov-zaharov-gajdin/index.htm (data obrashhenija: 09.05.13)
56 . Kommissarova O.V. «Vechnye obrazy» v tvorchestve A.P. Chehova: Avtoreferat dis…kand. filol. n. M., 2002. s. 21
57 . Levin Ju.D. Shekspir i russkaja literatura XIX veka. L.: Nauka, 1988. 327 s
58 . Golovacheva A.G. Pushkin, Chehov i drugie: pojetika literaturnogo dialoga. Simferopol', 2005. 304 s
59 . Golovacheva A.G. Klassicheskie sblizhenija: Chehov Pushkin - Shekspir // Russkaja literatura. SPb., 1998. №4. S.3-13
60 . Shah-Azizova T.K. Russkij Gamlet («Iva-nov» i ego vremja). [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/text_0280.shtml (data obrashhenija: 09.05.13)
61 . Rayfield D. Chekhov: The Evolution of His Art. London, 1975. 266 p
62 . Valency M. The breaking string. The Plays of Anton Chekhov. London, Oxford, New York, 1960. 324 p
63 . Vinogradova E.Ju. Shekspir v hudozhestven-nom mire A. P. Chehova. M.: RGGU, 2004. 201 s
64 . Bahtin M.M. (pod maskoj) Frejdizm. For-mal'nyj metod v literaturovedenii. Marksizm i filosofija jazyka. Stat'i. M.: Labirint, 2000. 640 s
65 . Bahtin M. Problemy pojetiki Dostoev-skogo. Izd. 4 e. M.: Sovetskaja Rossija, 1979. 320 s
66 . Chehov A.P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem v 30 t., t. 5. M.: Nauka, 1976. 704 s
67 . Chehov A.P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem v 30 t., t. 11. M.: Nauka, 1978. 447 s
68 . Lotman Ju.M. Semiosfera. S.-Peterburg: Iskusstvo -SPB, 2010. 704 s
69 . Shakespeare W. The Complete Works of Wil-liam Shakespeare. Wordsworth Library Collection, 2007. 1263 p
70 . Pinskij L.E. Shekspir. Osnovnye nachala dramaturgii. M.: Hud. literatura, 1971. 603 s
71 . Bart R. S/Z/ Per. s fr. G.K. Kosikova i V.P. Murat; Pod red. G.K. Kosikova. M.: Aka-demicheskij Proekt, 2009. 373 s
72 . Kristeva Ju. Bahtin, slovo, dialog i roman. // Francuzskaja semiotika: Ot strukturalizma k poststrukturalizmu: Per. s franc., sost., vstup. st. G.K. Kosikova. M.: IG Progress, 2000. S. 427-457
73 . Kuz'mina N.A. Intertekst i ego rol' v pro-cessah jevoljucii pojeticheskogo jazyka: Mo-nografija. Ekaterinburg, Omsk: Izd-vo Ural. un-ta, Omsk. gos. un-ta, 1999. 268 s
74 . P'ege-Gro N. Vvedenie v teoriju intertekstual'nosti: Per. s fr. / Obshh. red. i vstup. st. G. Kosikova. M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. 240 s