АНТИЧНЫЕ КОДЫ В НЕМЕЦКОМ ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ И ЛИТЕРАТУРНОМ СОЗНАНИИ ХХ ВЕКА |
2 | |
2014 |
научная статья | 80 | ||
186-192 | античный код, национальные и культурно-исторические коды, Ф. Ницше, О. Шпенглер, Томас Манн, З. Фрейд, миф, рецепция, интерпретация, иррационализм |
Исследуется эволюция восприятия и ассимиляция античного кода в немецком философскоэстетическом и литературном сознании в историческом и социокультурном контексте ХХ века. Констатируется, что активизация античного кода в культуре Германии, периоды наибольшей притягательности интерпретации классических образцов в творчестве немецких писателей приходится на переломные эпохи в её общественном развитии, время утраты стабильных нравственных ориентиров и поисков новых этико-эстетических идеалов. Делается вывод о том, что античный код оказывается по-прежнему действенным и цементирующим началом в современном плюралистичном и многомерном искусстве объединенной Германии. |
1 . Аверинцев С.С. Образ античности в западноевропейской культуре ХХ века // Новое в современной классической филологии. М., 1979. С. 5-40. 2 . Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. СПб., 1995. 400 с. 3 . Зелинский Ф.Ф. История античной культуры / Ред. и прим. С.П.Заикина. 2-е изд. СПб.; Марс, 1995. 380 с. 4 . Лосев А.Ф.Очерки античного символизма и мифологии.М.: Мысль, 1993. 959 с. 5 . Михайлов А.В. Отражение античности в немецкой культуре конца ХVIII - начала ХIХ вв. // Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984. С. 179-195. 6 . Фрейд З. Тотем и табу. М.; П., 1923. 165 с. 7 . Ницше Ф. Рождение трагедии. Под ред. А.А. Россиуса, пер. А.В. Михайлова. М.: Ad Marginem, 2001. 734 с. 8 . Хайдеггер М. Вопрос о технике // Новая технологическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. 453 с. 9 . Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО Наука, 1993. 529 с. 10 . Шарыпина Т.А. Личность и наследие Ницше в оценке русских мыслителей Серебряного века и Стефана Цвейга // Диалог между Россией и Германией: филологические и социокультурные аспекты: сборник материалов международной конференции. Тольятти: Тольяттинский ГУ, 2010. С. 10-15. 11 . Шарыпина Т.А. Философско-эстетическая концепция образа Елены в трагедии Гёте «Фауст» и мифологической опере Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена» (К проблеме творческих схождений) // Российский гуманитарный журнал Liberal Arts in Russia. Т. 2. № 2. 2013. C 154-162. 12 . Шарыпина Т.А. «Мифический элемент» в драматургии объединенной Германии (Бото Штраус «Итака») // Вестник ННГУ: Н. Новгород: изд-во ННГУ, 2007. C. 292-296. 13 . Шарыпина Т.А. Проблема взаимодействия видов искусств в немецкой философско-эстетической мысли на рубеже XIX-XX вв. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 4. С. С. 993-997. 14 . Юнг К.Г. Психологические типы. СПб.; М., 1995. С. 317. 15 . Georg S. Modell und Zitat. Mythes und Mythisches in der deutschsprachigen Literatur der 80-er Jahre.Aachen,1998. 260 S. 16 . Gr?cian J. Die Politisierung des antiken Mythos in der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. T?binden, 2000. 350 S. 17 . Mann Th. Gesammelte Werke. Brl., 1956. Bd. XI. 616 S. 18 . Меньщикова М.К. Античный код в мифопоэтической системе Фридриха Гёльдерлина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2012. № 1(2). С. 162-165. 19 . Mann Th. Gesammelte Werke.Brl., 1956. Bd.XII. 541 S. 20 . Averincev S.S. Obraz antichnosti v zapadnoevropejskoj kul'ture XX veka // Novoe v sovremennoj klassicheskoj filologii. M., 1979. S. 5-40. 21 . Zelinskij F.F. Iz zhizni idej. SPb., 1995. 400 s. 22 . Zelinskij F.F. Istorija antichnoj kul'tury / Red. i prim. S.P.Zaikina. 2-e izd. SPb.; Mars, 1995. 380 s. 23 . Losev A.F.Ocherki antichnogo simvolizma i mifologii. M.: Mysl', 1993. 959 s. 24 . Mihajlov A.V. Otrazhenie antichnosti v nemeckoj kul'ture konca XVIII - nachala XIX vv. // Antichnost' v kul'ture i iskusstve posledujushhih vekov. M., 1984. S. 179-195. 25 . Frejd Z. Totem i tabu. M.; P., 1923. 165 s. 26 . Nicshe F. Rozhdenie tragedii. Pod red. A.A. Ros-siusa, per. A.V. Mihajlova. M.: Ad Marginem, 2001. 734 s. 27 . Hajdegger M. Vopros o tehnike // Novaja tehnologicheskaja volna na Zapade. M.: Progress, 1986. 453 s. 28 . Shpengler O. Zakat Evropy. Novosibirsk: VO Nauka, 1993. 529 s. 29 . Sharypina T.A. Lichnost' i nasledie Nicshe v ocenke russkih myslitelej Serebrjanogo veka i Stefana Cvejga // Dialog mezhdu Rossiej i Germaniej: filologicheskie i sociokul'turnye aspekty: sbornik materialov mezhdunarodnoj konferencii. Tol'jatti: Tol'jattinskij GU, 2010. S. 10-15. 30 . Sharypina T.A. Filosofsko-jesteticheskaja koncepcija obraza Eleny v tragedii Gjote «Faust» i mifologicheskoj opere Gugo fon Gofmanstalja «Egipetskaja Elena» (K probleme tvorcheskih shozhdenij) // Rossijskij gumanitarnyj zhurnal Liberal Arts in Russia. T. 2. № 2. 2013. C 154-162. 31 . Sharypina T.A. «Mificheskij jelement» v dramaturgii ob'edinennoj Germanii (Boto Shtraus «Itaka») // Vestnik NNGU: N. Novgorod: izd-vo NNGU, 2007. C. 292-296. 32 . Sharypina T.A. Problema vzaimodejstvija vidov iskusstv v nemeckoj filosofsko-jesteticheskoj mysli na rubezhe XIX-XX vv. // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Loba-chevskogo. 2010. № 4. S. S. 993-997. 33 . Jung K.G. Psihologicheskie tipy. SPb.; M., 1995. S. 317. 34 . Georg S. Modell und Zitat. Mythes und Mythisches in der deutschsprachigen Literatur der 80-er Jahre.Aachen,1998. 260 S. 35 . Gr?cian J. Die Politisierung des antiken Mythos in der deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. T?binden, 2000. 350 S. 36 . Mann Th. Gesammelte Werke. Brl., 1956. Bd. XI. 616 S. 37 . Men'shhikova M.K. Antichnyj kod v mifopojeticheskoj sisteme Fridriha Gjol'derlina // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2012. № 1(2). S. 162-165. 38 . Mann Th. Gesammelte Werke.Brl., 1956. Bd. XII. 541 S. |